January 19, 2024, 12:01 PM
Дмитрий Моргулес

Считая непотраченное. Пятничные моргулесы

В «Пятничных моргулесах» в начале года я писал о том, сколько денег напрямую теряют челябинцы от ситуации с неубранным или не вовремя убранным снегом. Оттого, что стоят в пробках и тратят на это лишний бензин, оттого, что выросли цены на такси и услуги доставки тех же продуктов (вчера, например, в Сбермаркете доставка на удобное время обошлась мне в 559 рублей вместо обычных 169), и так далее. 

И получалось, что потери почти каждого домохозяйства в городе лишь кажутся небольшими — сотня-другая-третья рублей в сутки. Мелочи. Но будучи перемноженной на число домохозяйств, а их сотни тысяч, получается приличная сумма — сотни миллионов в неделю. А за месяц и вовсе натекает цифра, практически сопоставимая с годовыми контрактами на уборку и содержание улично-дорожной сети Челябинска.

И это ведь далеко не все потери от неубранного снега в частности и от плохо работающей городской инфраструктуры в целом. Потому что речь не только о затратах на бензин и транспорт.

Страдает так или иначе почти вся экономика. В том числе не только от сделанных лишних затрат, но и от несделанных запланированных затрат.

Довольно простой пример. Позавчера на хоккейный матч «Трактор» — «Северсталь» были проданы практически все билеты. Однако, по данным моих источников в клубе, к началу матча из-за пробок на ледовую арену не смогло добраться примерно 1200 человек — такова была разница между количеством проданных билетов и тем, сколько человек прошло через турникеты на входе арены. Тысяча двести человек — это практически каждый шестой от вместимости арены.

При этом, как правило, болельщик не только покупает сам билет (от 300 до 1200 рублей, в среднем — 500-600), но и тратится во время матча. Пиво, кофе, мороженка ребенку, если пришел с семьей, фастфуд, атрибутика, раскрасить лицо в цвета команды и прочее, прочее, прочее. Подсчеты маркетологов показывают, что самые минимальные траты на арене составляют минимум 400-500 рублей на каждого пришедшего зрителя. 

В итоге только на матче с «Северсталью» те, кто продает на арене еду/напитки, а также продавцы атрибутики (это уже сам клуб «Трактор»), недосчитались минимум 600 тыс. рублей от не добравшихся до матча болельщиков. 

Замечу, что в январе у «Трактора» девять домашних матчей, семь из которых уже проведены. Ну вот и помножьте эти 600 тыс. на девять… Пять с лишним миллионов. Минимум. Которые не пошли в обычный, планируемый экономический оборот, с них не были выплачены зарплаты, налоги, акцизы и что там еще надо выплачивать в фонды и бюджеты различных уровней. В том числе в бюджеты Челябинска и Челябинской области.

И это только один пример. А сколько из-за отмененных визитов недосчитались частные клиники, детские кружки и частные спортивные секции, репетиторы (хотя тут как раз можно часть занятий увести в онлайн), кафе и рестораны, до которых не дошли посетители… 

И речь не только и не столько о конкретной выручке конкретных субъектов экономики. В конце концов, можно сказать, что где-то убавилось, где-то прибавилось. И это будет верно. Но давайте смотреть, у кого прибавилось, а у кого убавилось. 

Прибавилось у всего, что связано с логистикой, — сервисы доставки, онлайн-торговли, такси, топливные компании. Прибавила крупная розница — все эти «Ашаны», «Ленты» и прочие «Метро» с «Перекрестками». Как правило, это большие, федеральные структуры, центры прибыли которых, как и центры выплаты основных налогов, находятся в Москве.

А убавилось в основном у местного, локального малого и среднего бизнеса. Мелкая торговля, услуги, общепит, медицина и так далее. То есть у тех, кто создает рабочие места, платит зарплату и налоги здесь, в Челябинске. И кто инвестирует полученную прибыль здесь же, в Челябинске.

Подсчитать, сколько точно теряет экономика города, области, а с ней и бюджеты как самого Челябинска, так и региона в целом, наверное, можно. Хоть и сложно. В любом случае такое структурное изменение затрат ненормально.

И совершенно точно цифры потерь от неработающей как ей положено, городской инфраструктуры будут сильно превышать затраты на ее нормальное содержание. 

Получается, что городские и региональные власти попросту сами бьют по голове и себе, и местному бизнесу. Впрочем, не думаю, что наша мэрия даже в состоянии думать о таких материях. Хотя бы потому, что в нынешней политической системе судьба руководства города — не в руках жителей, бизнеса или экономических показателей...

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+