March 16, 2023, 06:30 AM
ЕАН

Сердце слева – руль справа: что надо знать, чтобы в 2023 на Урале купить машину из Японии

На улицах городов вновь стало ощутимо больше праворульных машин, и этот субъективный взгляд подтверждает и статистика. Из 31,6 тыс. штук авто, ввезенных в Россию в феврале, более половины (52,1 %) автомобилей с пробегом прибыло из Японии. А по итогам 2022 года в Россию ввезли примерно 180 тыс. «праворучек». Всего же, как отметили эксперты агентства «Автостат», по итогам двух месяцев 2023 года в нашу страну было ввезено 66,6 тыс. подержанных легковых машин. Это почти в три раза больше, чем в январе-феврале прошлого года.

Рост популярности японских машин неудивителен. На рынке творится ценовая вакханалия из-за дефицита новых автомобилей с левым рулем: концерны ушли из страны на фоне СВО. Для тех, у кого на покупку машины средний бюджет – а теперь это 1,1 - 1,2 млн рублей, – продукция японского автопрома стала единственным выходом из ситуации «недорого-богато-надежно». Праворульные редко ломаются, легки в обслуживании, имеют отличные комплектации, а правый руль, если не ездить много по трассе, в городе не считается большим неудобством. ЕАН решил разобраться, как купить себе новую машину без пробега по России, максимально сэкономив.

Праворульные машины пользуются спросом потому, что они дешевле леворульных аналогов.

Для сравнения, в Челябинске кроссовер Mazda CX-5 2018 года с левым рулем стоит 2,5 млн рублей, а такого же года с правым рулем и без пробега по РФ (то есть, скорее всего, и ходовая часть машины сохранилась лучше), да еще и с лучшей комплектацией – 2 млн.

В Россию привозят японские машины, возраст которых не менее трех лет (на них меньше налог, они считаются поэтому «проходными»). Но в трехлетних японских машинах стоит столько дополнительных опций и такая комплектация, что не у всех Lada 2022 года это есть. Все дело в том, что в Японии очень мощная конкуренция. Шесть крупнейших концернов – Toyota, Mazda, Suzuki, Mitsubishi, Honda и Nissan – работают на совесть много лет, завоевывая главного для себя потребителя – японца, запихивая в машины все чудеса современной японской электроники. И машин в стране реально много, и легче купить новую, чем обслуживать старую.

Все машины в Японии продаются на аукционах – для них это такой же обычный способ, как для нас – выставить объявление на «Дром» или «Авто.ру». Иногда на аукционах продают свои автопарки предприятия или автосалоны – все как у нас.

Но в Японии перед тем, как лот предложить покупателю, машины осматривают эксперты. От их дотошности зависит то, какой статус будет у аукциона – строгий или нет.

Деление это весьма условно – битую машину, «утопленную», не на ходу или с непонятным статусом документов на аукцион не пропустят в любом случае. Всего в Японии работает более 20 автоаукционов, самые популярные из них — Aucnet, JU, Honda, NAA (Nissan), TAA (Toyota), USS, CAA, HAA, Arai, KAA. К строгим часто относят Aucnet, Honda, TAA, NAA. Эксперты дают оценку машины, максимально — пять баллов (для этого машина должна быть новой, только что с производства). Все данные о повреждениях – по кузову, салону, двигателю и подвеске – заносятся в так называемый аукционный лист.

Как видим, тут есть номер кузова машины (начинается с UA), аукционная оценка (3,5), пробег машины 65 800 км), замечания экспертов по кузову (А,В, U на схеме машины), название аукциона (IAT). Если вам требуется более детальное изучение замечаний экспертов, есть смысл поизучать расшифровки аббревиатур в аукционных листах – маркировки зависят от типа аукциона, и информация эта легко гуглится.

Все такие аукционные листы — если они честные – есть в базе «Алеадо», где в разделе «Автостатистика» есть сервис проверки этих документов. Запомните название этого сервиса, если будет покупать любую праворульную машину уже в России - ну может, не захотите ждать вариант с аукциона, а возьмете ту, что есть в вашем городе.

Попросите у перекупщика аукционный лист и проверьте его подлинность через сервис. Это стоит около 800 рублей, но сразу же станет понятно — машина ввезена в страну по-честному или нет и она ли вообще торговалась под таким номером. 

А от этого зависит, не вылезут ли во время эксплуатации сюрпризы – например, когда выяснится, что машина была распилена (это позволяет ввезти ее с минимумом пошлин), а потом сварена кривыми владивостокскими ручками или что двигатель от одной машины стоит совсем на другой и вам продают реальную машину 2016 года, а не уставшую от владивостокских сопок такси 2013 года и т. п.

На сайте есть и доступ к аукционам – и цены на машины там просто услада для измученных российских глаз.

«Самыми выгодными для ввоза из Японии считаются машины, выпущенные 3-5 лет назад, с любым объемом двигателя и мощностью и также машины возрастом до 7 лет с объемом двигателя 1.8- 2.0 л, мощностью до 150 л. с с пробегом 60 - 100 тыс. км, аукционными оценками 3,5 — 4 баллов», - говорит Анатолий Петров из Хабаровска. Его компания покупает машины на аукционах Японии под заказ, а потом отправляет их по стране. 

Итак, мы определились с машиной - маркой, годом, комплектацией и прочим, понимаем, как она попала на аукцион, понимаем, что она чиста и хороша. Вопрос — как ее купить?

Если вы дочитали до этого места и большая часть информации была вам неизвестна, это означает, что в покупке машин из Японии вы новичок. И, как и любого новичка в давно сложившейся системе, вас с радостью ждут обманщики разного уровня, которые рвутся лишить вас денег.

И если до «праворукого» экспириенса вы покупали машины из салона или только европейские и российские машины с рук, то для вас самый легкий путь купить «японку» прямо с аукциона – это заключить договор с одной из многочисленных контор, которые работают именно на ввоз в страну аукционных автомобилей под заказ клиента.

«Самое сложное для клиента будет в том, чтобы несколько недель, а то и несколько месяцев сидеть и ждать машину, которую живьем не видел, и думать — а не обманули ли меня? Но ускорить процесс доставки нереально», – предупреждает наш собеседник.

Как найти и проверить компании, которым вы отдадите деньги? ООО, ИП и просто частных лиц – десятки, первая страница «Яндекса» пестрит рекламой.

«Подскажу не самый очевидный, но все же источник информации — YouTube. По запросу «японские машины из Владивостока» вам выскочит сразу пять-семь каналов, авторы которых занимаются привозом машин из Японии. Ребята постоянно снимают видео, делают подробные обзоры уже прибывших машин, охотно рассказывают о тонкостях растаможки, о том, какие есть новинки в «проходных» моделях, показывают свою работу, у одного видел даже фильм о том, как идет погрузка машин в порту Японии. Поизучайте видео пару вечеров, почитайте комментарии под роликами, отзывы о компании, «потритесь» в чатах telegram и на странице ВК – смотря что у компании есть, почитайте отзывы клиентов. Это даст больше полезной информации, чем обычный поиск, который просто выведет вас на сайт компании. Ваша задача на этом этапе - собрать максимум информации об организации, которой доверите деньги, чтобы потом, когда купите машину, ждать ее уже спокойно», – говорит недавно купивший машину подобным образом челябинец Ярослав Зайков.  

После выбора компании вы связываетесь с менеджером и обрисовываете ему ситуацию – какую машину вы хотите и какого года, какой у вас бюджет. Не закладывайте весь бюджет в покупку – впереди у вас много трат.

Далее уже менеджер будет работать на аукционе, делая ставки на определенные лоты. Чем четче вы знаете, чего хотите, и чем гибче вы в мелочах (например, цвет), тем быстрее купите машину. Некоторые компании устанавливают срок, за который они вам купят машину, – например, 1-2 недели, но это всегда прописано в нормальном договоре.

После его заключения вы отдаете компании залог. В эти несколько десятков тысяч рублей (от 35 до 60 тыс.) компании закладывают консультацию, подбор, покупку машины, таможенную очистку и передачу ее транспортной компании.

После вы ждете, когда сыграет ваша ставка – то есть вам купят машину. Понятно, что стоимость автомобиля с аукционов Японии напрямую зависит от курса валюты. На 14 марта он составлял 55 копеек за одну йену.

Японский аукцион выставляет инвойс — то есть требование об оплате вашей покупке. В сумму войдет не только стоимость автомобиля, но и расходы по доставке машины к порту в Японии, доставка морем до Владивостока. Инвойс надо оплатить в течение пяти дней. Расходы по доставке автомобилей зависят от японского аукциона, на котором был приобретен автомобиль.

 «Машины берут все, и многие — на органы»: перекупщик рассказал о трендах авторынка 

Это существенно поднимает стоимость машины. Например, расходы «по Японии» начинаются от 200 долларов. Существенно подорожал и фрахт: если в феврале стоимость составляла 400–550 долларов, то с началом календарной весны и оживлением покупок перевозка морем стоит на менее 850 долларов за машину.

«Цена фрахта не зависит от того, какую машину ты купил — маленькую или большую», – отмечает Петров.

А вот потом начинается самый интересный этап. Вам придется ждать: от момента заключения договора с компанией до момента, когда вы увидите свою «ласточку», проходит не менее трех дней – на погрузку в порты Японии очередь, а сама дорога морем составляет около трех недель, и еще 4-6 рабочих дней — таможенное оформление машины в России.

Важно — все эти компании находятся во Владивостоке, Хабаровске - то есть в местности с другим часовым поясом. Не надо удивляться, почему менеджер не отвечает вам в 20:00 по Екатеринбургу – потому что у него глубокая ночь.

Потом, когда машина приплывет в Россию, придется платить за ее нахождение на складе временного хранения (пока на нее оформляются российские документы), за лабораторию, брокеру за оформление машины, за СБКТС (сертификат безопасности конструкции транспортного средства, без нее машине не выдадут документы), за терминал ГЛОНАСС. Дополнительные расходы могут достигать 150-200 тыс. рублей. Таможенную пошлину, к слову, можно посчитать вот тут.

Она платится в рублях, но привязана к официальному курсу евро от ЦБ и начисляется по определенной ставке, за каждый сантиметр кубический двигателя автомобиля. Изменение курса евро даже на 1 рубль уже означает существенную разницу в пошлине, и, чем больше таможенный платеж, тем сильнее чувствуется разница курсов валют.

На всех этапах сэкономить не получится.

«Наоборот, все пытаются на покупателях заработать, на каждом участке пути машины. Вот, например, зимой был случай.

Таможенники и лаборатория специально не оформляли документы быстрее, чтобы машина постояла на складе временного хранения максимально долгий срок и чтобы за каждый этот день клиент заплатил», – рассказывает Виталий Кривец. 

Этот сотрудник компании по привозу машин столкнулся с такой ситуацией в декабре, когда ждал оформления документов на купленное авто. 

Единственный момент, когда это экономия хоть как-то возможна, – доставка машины уже из Владивостока в город, где вы живете, – допустим, это будет Екатеринбург.

Есть несколько способов, как вы можете это сделать, – попросить компанию отправить вам машину автовозом или приехать за машиной самостоятельно.

Стоимость автовоза из Владивостока до Екатеринбурга зависит от габаритов вашей машины. Цена перевозки небольшого авто составляет около 100 тыс. рублей, седана - 120 тыс. рублей, кроссовера или минивэна - 130 тыс. рублей, а вот джипа - 140 тыс. рублей. Но на автовозах машины приходят очень грязные, часто побитые. Можно заказать машину-фуру, но это стоит дороже, да и к ней на момент разгрузки нужен эвакуатор с платформой – иначе как ваша машина окажется на земле? Это еще около 7-8 тыс. рублей.

Второй вариант — пригнать машину самому. Тем, кто уверен, что это отличный способ и сэкономить, и страну посмотреть, рекомендую внимательно посмотреть на дорогу из Владивостока и представить, сколько вы будете гнать машину по времени, где будете ночевать, сколько уйдет на бензин и пр. Даже если на трассе «японка» покажет сногсшибательные 5 л на сотню, что совсем не редкость, то все равно от Владивостока до Екатеринбурга уйдет 370 л бензина.

И, конечно, девочку вашу иностранную надо кормить повкуснее, то есть заливать в бак бензин АИ-95. При средней цене за литр топлива в 50 рублей у вас только на бензин уйдет 18 500. 

И такой перегон – это тяжелое испытание даже для опытного водителя. Так что если есть друг, жена, то его берите с собой как второго водителя. Но зато реально получается дешевле.

В последнее время РЖД запустила свою услугу перевозки машины. Конечно, автомобиль находится в большей безопасности, но это еще около 100 тыс. рублей, причем только до Москвы – в Екатеринбурге машины не разгружают.

Есть и еще один путь купить машину из Владивостока — прилететь в город самому и прийти на знаменитый на весь Дальний Восток рынок «Зеленый угол». Тут очень много и праворульных автомобилей, и продавцов, многие из которых с легкостью выдадут за «безпробежку» машину с тяжелым предпринимательским прошлым.

«Брать на «Зеленке» можно, но только с развитием интернета там нет смысла просто так ходить и выбирать. Выбираешь машину на сайтах типа «Авто» или «Дром», «Авито», проверяешь продавца, по номеру кузова смотришь статистику и только потом уже едешь на площадку смотреть машину», – говорит житель Владивостока Максим Устюжанин.

В любом случае «праворукая» машина обойдется дешевле, чем леворукая, да и в стоимости она теряет меньше. Известны случаи, когда двадцатилетняя машина с десятилетним пробегом по России была продана за те же самые 200 тыс. рублей, что и куплена с аукциона.

Сейчас стоимость японских машин чуть подросла – из-за роста курса рубля к йене, евро, большой популярности машин. Очень было выгодно заказывать и покупать машины летом 2022 года, но и сейчас еще можно успеть купить себе нормальную машину по приличной цене.  

 Пять ответов на вопрос о том, как купить машину из Казахстана 

Юлия Литвиненко

Источник фото: https://wallpapershome.com/amp/cars-bikes/brand/lexus-lx-570-interior-lexus-black-test-7454.html
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+