April 17, 2020, 08:50 AM
Игорь Чукреев

«Соблюдайте дыхательный этикет»: как коронавирус повлиял на смертность в Екатеринбурге

По примеру New York Times, ЕАН решило изучить, как изменилась смертность в Екатеринбурге с начала пандемии коронавируса. Проверили больницы, кладбища, морги. В процессе мы нашли немало странных и забавных примеров того, как инфекция меняет нашу жизнь, вторгаясь в культуру и ставя вопросы о вечном, позволяя переосмыслить привычные явления и старые споры.

 Нью Йорк Таймс: за месяц коронавирус в два раза увеличил общую смертность в городе. Статистик 

В отличие от США, в России не существует помесячной статистики смертности. Вот, к примеру, как об этом пишет Московская городская ритуальная службы: «Нужно учитывать специфику сбора статистических данных в России. Для многих медицинских учреждений сбор статистики – бесполезная рутина, к которой относятся максимально несерьезно, сводя данные в последний момент, как правило, в декабре».

В отличие от Америки — в России эту информацию можно собрать только «вручную», опрашивая сотрудников моргов и похоронных домов.

Кладбище

В Екатеринбурге в качестве одной из мер действует запрет на прогулки среди могил. На Нижне-Исетском кладбище, куда мы отправились в поисках свежих захоронений, мы посмотрели, как это работает. На центральном входе на воротах висит замок. Люди при этом идут с венками навестить усопших родственников. 

«А что, кладбище закрыто?», - спрашивает женщина с дочкой, вышедшего проверить заграждение смотрителя. 

«Указ губернатора!», - пожимает плечами тот, поправляя замок на воротах. 

На самом деле, распоряжение Роспотребнадзора, но для смотрителя в любом случае осведомленность неплохая.

Женщина озадачено смотрит, советуется с продавцам ритуальных товаров, а через пять минут идет ко второму входу — там только шлагбаум и никакого забора. Как и другие посетители. Примерно половина — пенсионеры, ради спасения которых город вторую неделю сидит на «самоизоляции».

- «И что, никто не останавливает?», - интересуюсь у парней, копающих могилу неподалеку от входа.- «Так а кто останавливать-то будет? Охрана у кладбищ не предусмотрена».

За разговором труженики рассказали о слухе, который ходит среди рядового персонала похоронщиков: якобы теперь для похорон на кладбищах спрашивают справку из больницы о том что усопший не болел коронавирусом.

«Да не надо такой справки!», - заверили ЕАН в администрации кладбища. Похоже на правду: перечень необходимых для получения места на кладбище документов утверждается законодательством. И там тоже каких-то новшеств не в последнее время появлялось.

Что же касается количества усопших, то в администрации кладбища заверили, что прироста нет.

Храм

При большинстве кладбищ Екатеринбурга есть храм. На Нижне-Исетском это Церковь Аркадия Екатеринбургского — относительно небольшое строение из бревен, выглядящее аккуратно и не броско.

«Кто постарше, советское поколение — они его даж не видят, когда идут», - сетует послушница в церковной лавке стоящей неподалеку от храма.

«Да как обычно отпеваний: в среднем по 6 в день. Был, правда, всплеск — 11 за день на прошлой неделе. Но это случайность. Такое бывает. А так: что на прошлой неделе, что год назад — примерно одинаково», - заверила меня послушница в лавке.

Храм оказался закрыт. Все так же — во исполнение указа губернатора. точнее - РПН, о запрете массового пребывания. 

«Я вам сейчас открою», - добродушно отреагировала послушница, зафиксировав мою попытку войти. 

- «А как же указ?», 

- «Так вы же один будете». 

Поинтересовался, как при отпеваниях: «Вообще батюшка один должен быть. Но родственники идут. А как священник может человеку сказать, что в храм заходить нельзя?», - призналась та. 

И вправду. В этот момент, кстати стала очевидна вся сложность возникшей ситуации с храмами: Епархия может не призывать людей идти в храмы, но призывать не идти — могут только светские власти при молчаливом непротивлении священников.

Крематорий

«Соблюдайте дыхательный этикет», - гласит один из пунктов объявления, вывешанного на екатеринбургском крематории. Карантинные меры тут тоже нашли свое отражение: подходить к гробу с покойным во время прощания нельзя, в зале прощаний может быть только по 15 человек за раз и они должны стоять на специальных отметках, обозначающих «социальную дистанцию».

Дым над крематорием и вокруг него стоит обычный, а вот покойников стало даже чуть меньше.

«Больницы закрываются на карантин, Областную больницу закрыли, пациентов по домам. Там только самые неотложные остались - человек 300. А туда же со всей области людей везли и там часто умирали. В день по 1-2 человека привозили оттуда. А сейчас — одного в неделю может», - рассказал один из сотрудников крематория..

Мы пока побеждаем

Напомним, New York Times зафиксировали у себя в городе двукратный рост смертности за март. На этом основании издание сделало вывод, что официальные власти преуменьшают реальный уровень опасности вируса.В Екатеринбурге ситуация иная. Практически везде: в похоронных домах, церквях, на кладбище нам подтвердили, что всплеска смертей нет. Это коррелируется с цифрами общей статистики по городу, полученной ЕАН из неофициальных источников: в феврале 2020 года в городе умерло 1157 человек, в феврале 2019 - 1143, за март 2020 — 1247, в марте 2019 — 1106. Да: есть небольшой рост в пределах 10%, но его можно пока списать на некие, не выявленные пока «иные случаи».

Правда, стоит отметить, что город покинуло большое число иногородних, соответственно прирост смертей собственно екатеринбуржцев — несколько выше 10%, но, опять же, это еще не трагедия.Как в неофициальных беседах заверяют врачи, Екатеринбург сможет справиться с эпидемией. По их словам, городу и стране в целом повезло, что правительство не успело закончить реформу по оптимизации здравоохранения и сократить койки в больницах. В отличие от западных стран, у нас пока есть, куда класть больных и где им можно на протяжении длительного времени оказывать помощь.

Неделю назад замгубернатора Павел Креков, выступая в Заксобрании заявил, что основной удар болезни ожидается к концу апреля — к 26 числу планируется достичь максимальной готовности всех медслужб. Расслабляться рано. Самоизоляция и соблюдение мер гигиены — по прежнему основные способы не позволить смертности в Екатеринбурге все же начать стремительно расти.

Источник фото: Алексей Колчин для ЕАН, Игорь Чукреев
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+