April 11, 2019, 3:43 AM

Трамваи и желания: как Алексей Текслер разбирался с общественным транспортом Челябинска

Врио губернатора Челябинской области посетил трамвайное депо № 1 и устроил там трехчасовое совещание по проблемам общественного транспорта Челябинска. О том, как это не кончилось ничем и почему не могло быть иначе, — в материале ЕАН.  

Транспортная отрасль в областном центре — проблема, пожалуй, самая наболевшая. Неудивительно — отрасль методично разваливали в пользу отдельных, весьма частных интересов несколько поколений городских властей начиная со времен Михаила Юревича. А вы думаете, откуда в таком количестве взялись маршрутки, две из которых в Челябинске как раз вчера попали в серьезные происшествия? Ничего личного — только «черный нал», который несут пассажиры каждый день.  

Что до муниципального транспорта — удивительно, как вообще уцелели нынешние транспортные предприятия. Впрочем, и они теперь не МУПы, а ООО — МУПы пришлось банкротить из-за многолетних долгов перед налоговой службой и внебюджетными фондами. И опять-таки — большой вопрос, как эти долги могли так долго копиться и по каким мотивам об этом молчали много лет те же налоговики? 

И ведь процессы не прекращаются — новых трамваев или троллейбусов транспортники не видели годами, а с автобусами своя проблема — информация об уголовных делах по факту того, что творится в ООО «Общественный городской транспорт», этому прекрасное доказательство. Со всем этим ворохом многолетних проблем теперь предстоит разбираться Алексею Текслеру.

Его поездка в трамвайное депо, между прочим, едва не сорвалась: любящего внезапность главу региона тут ждали уже несколько дней. Все потому, что, похоже, кое-кто все-таки «сливает» информацию. Тем не менее, пусть и с получасовой задержкой, автобусы с прессой отправились в сторону улицы Труда, где журналистам пришлось ждать Алексея Текслера еще минут 40. 

Развлекались, как могли. Часть "акул пера" обступила директора ООО «ЧелябГЭТ» Александра Павлюченко, который рассказывал, что на предприятии трамваи с недавних пор моют каждый день, и отмечал другие нововведения и успехи в деятельности своих подчиненных. Другая часть общалась с Александром Лебедевым — известным челябинским политфриком, называющим себя «народным кандидатом в губернаторы». Он обзавелся журналистскими корочками и теперь упорно преследует Алексея Текслера в составе пула прессы (и ведь не выгонишь — удостоверение-то настоящее). Впрочем, десяти минут общения с господином Лебедевым хватало для того, чтобы, вспомнив классика и посмотрев на трамвайные пути, начать выяснять, есть ли среди коллег девушки по имени Анна и не найдется ли в депо немного масла, чтобы пролить его туда, куда надо. 

Наконец, врио губернатора появился и в сопровождении мэра Челябинска Владимира Елистратова и господина Павлюченко приступил к осмотру депо. Поздоровался с Текслером и Александр Лебедев. Ну, как поздоровался — схватил руку главы региона. Казалось, еще немного — и обниматься полезет.

Александр Павлюченко на ходу рассказывал Алексею Текслеру все, что мог, — от того, что трамваи запустили в Челябинске в 1932 году, и до особенностей функционирования предприятия в наши дни. Дошли до ремонтного ангара. Здесь «начальник транспортного цеха» вновь рассказал, что трамваи теперь моют каждый день (Текслер, удивившись, даже переспросил), после чего показал возможности депо по капитальному ремонту и реконструкции вагонов. Могут здесь практически все, вплоть до разборки до основания и замены колесных пар и двигателей и сборки заново. 

— А когда покупали новые трамваи? — поинтересовался глава региона. 

— В 2008 году, — признался Павлюченко. — В 2014-м, правда, брали на обкатку новую модель в Усть-Катаве, но на том и ограничилось. 

Зато Москва не ограничилась и закупила несколько сотен трамваев.  

Нужно заметить, что Алексей Текслер был привычно любопытен и дотошен, видно, что ко встрече готовился. Но и у Александра Павлюченко не было затруднений с ответами. Честными ответами. В конце концов, он тут всего около двух лет работает и делает, что может.  

— Сейчас на линии 190 трамваев — все, что есть в наличии, — продолжал рассказывать он. — Троллейбусов — 120 (у автобусников дела хуже — на линии лишь 85 автобусов и более чем 200 имеющихся в наличии, — прим. ЕАН). Те трамваи, что вы видите сейчас, — это те, что ждут капремонта. Тратим на него много. А еще мы когда цену понизили (сейчас за наличный расчет в трамваях и троллейбусах можно ездить за 20, а не за 23 рубля), пассажиропоток вырос на 40%.  

Только вот странно, но льготники при этом стали ездить меньше.  

— Вы показали мне все, что хотели? — спросил Текслер. — Что дальше?  

И Алексея Текслера повели в клуб-музей. Там его ждал заслуженный ветеран предприятия, проработавший на нем 45 лет. 

— Этот музей появился к 108-й годовщине Ленина, — начал он. — А на венки внимания не обращайте — мы к 9 Мая готовиться начали.  

В соседнем с музеем кабинете тем временем собралось руководство области и города — те, кто по своему профилю отвечает за то, что происходит в транспортной сфере. Осмотрев музей, врио губернатора отправился к ним, а журналистов попросили немного подождать.  

Ждать пришлось три с лишним часа. Разговор, судя по всему, был горячий. Настолько, что, когда он все-таки закончился, участники совещания (вице-губернаторы Сергей Шаль и Руслан Гаттаров, руководители министерств, начальники управления мэрии и другие ответственные лица) выходили из здания клуба-музея с красными лицами, стараясь покинуть территорию предприятия, не привлекая внимание прессы.  

Алексей Текслер, попросив у журналистов прощения за ожидание и даже выслушав вопрос от Александра Лебедева, начал рассказывать о том, что происходит в транспортной сфере. Глава региона был обстоятелен, точен и аккуратен в формулировках, подробен (подход к прессе продлился почти 25 минут). И — честен. С прессой и через нее — с жителями Челябинска.

Возможно, потому, что, кажется, несмотря на всю предварительную подготовку, только сейчас начал понимать реальный масштаб разрухи. И не видит смысла скрывать очевидное. 

 — Сегодня мы имеем крайне низкий уровень развития общественного транспорта в городе-миллионнике с активной агломерацией, — констатировал Текслер. — Я совещался с коллегами, это был практически перекрестный допрос всех о том, почему так случилось и какие есть предложения по этой ситуации. Готового решения нет. Нет комплексного видения развития, коллеги не смогли его представить. Я дал им две недели, чтобы этот вопрос проработать и предложить такой план. Это должно произойти в увязке с выделением средств из федерального бюджета. 

 Правда, было и кое-что обнадеживающее.  

— Принято решение, что в этом году будет закуплена новая техника, автобусы, - заверил глава региона. — Минимальное количество, которое предлагали, — 65 единиц. Уже этим летом должен быть результат. И это касается не только автобусов, но и дорожной сети, я дал поручения, оснащения остановок, табличек с расписанием. Все должно быть комплексно.  

Что же до напрашивающихся кадровых решений...  

— Они будут, — осторожно заметил Алексей Текслер. — Но дело ведь не только в том, чтобы "кого-то ушел", но и в том, чтобы на это место зашел кто-то ответственный, квалифицированный, компетентный.  

Похоже, именно это сейчас самая главная проблема Алексея Текслера. Ничего удивительного. Сейчас врио губернатора стоит перед дилеммой, описанной в старом анекдоте про многодетную маму в Африке, которая смотрит на своих валяющихся в луже детей и думает: этих отмыть или новых нарожать. Вот только не получилось бы, как говаривал Иосиф Сталин в отношении части творческой интеллигенции: «Других писателей у меня для вас нет». 

Дмитрий Моргулес