August 22, 2022, 11:16 AM
Сергей Беляев

Цветаева тоже писала о запретном: уральские писатели высказались об идее изъятия книг про ЛГБТ

В минувшую пятницу Российский книжный союз получил письмо от Роскомнадзора с предложением снять с продажи книги с пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений. Конкретных примеров в РКН не привели. Надзорное ведомство сослалось на действующий закон о запрете ЛГБТ-пропаганды среди несовершеннолетних.

Как пояснили ЕАН в Российском книжном союзе, письмо «находится в работе». От конкретных комментариев в организации воздержались. У писателей, опрошенных ЕАН, письмо от Роскомнадзора вызвало неоднозначную реакцию. Если речь идет о низкокачественном чтиве, то здесь логика РКН понятна. Но что делать с классической литературой, авторы которой также обращались к теме нетрадиционных ценностей?

Писательница Ольга Колпакова, получившая широкую известность как автор «Полынной елки», отметила, что такого рода книги уже имеют маркировку «18 +». И Российский книжный союз, по ее мнению, может отказать РКН, сославшись на то, что дети уже не могут получить доступ к таким произведениям.

«Если принимать это письмо как руководство к действию, то мы эту тему делаем запретной, закрываем ее для обсуждения в обществе. Что должно быть следующим этапом? Что мы всех сторонников таких отношений должны тоже запретить? В некоторых странах уже был такой опыт. А если уберут такие книги из магазинов, они просто уйдут в самиздат», — сказала Ольга Колпакова.

 Стало понятно, как с этим бороться: автор «Полынной елки» - о реабилитации своего произведения 

Екатеринбургский писатель, поэт и драматург Евгений Касимов тоже считает, что вмешательства Роскомнадзора для регулирования книжной отрасли не требуется. Равно, как и каких-то запретительных мер на законодательном уровне.

«Маркировка сейчас не работает, это все чепуха. Мне кажется, какие-то должны существовать фильтры на уровне издательств. Издатели занимаются этим профессионально. Все рукописи, которые к ним поступают, рецензируются и просматриваются, соответствуют они закону или нет. Ни один издатель сознательно не нарушит закон. В любом издательстве существует юридическая служба. Невозможно его отрегулировать принятием тех или иных законов. Это должно быть в виде кодекса, принятого издателями. Такие прецеденты были», — считает Евгений Касимов.

Писатели обратили внимание на отсутствие в письме РКН четких критериев того, что считать пропагандой ЛГБТ-отношений. По словам Касимова, доступ книги для читателей должен определяться в первую очередь ее художественной ценностью. А это опять-таки определяется на уровне издательств, которые отделяют низкопробные книги от высокохудожественных произведений.

«Это нередкая тема, точно так же, как и репрессии, и фашизм. А что будет с теми, кто занимается этой темой? К примеру, у Марины Цветаевой в произведениях где-то об этом прямым текстом указано, где-то - подтекстом. Непонятно, что именно тогда снимать с продаж? А что делать с авторами, которые пишут на эту тему?» — недоумевает Ольга Колпакова.

«Если начнут изобретать очередной закон, а он превратится в дубину, то много чего не будет в таком случае. Нужно обратить внимание на уровень произведения, его художественную ценность. А кто это может определить профессионально – издательство. Так может и Томас Манн попасть под подозрение за его «Смерть в Венеции». А что делать с древнегреческой и древнеримской литературой, где это прописано в контексте истории? Если нас лишить этого знания, мы не поймем, что там произошло», — считает Евгений Касимов.

 Нижнетагильские «эсеры» открестились от сожжения книг По его словам, определять, какие книги должны быть на полках, а какие нет, в конечном счете должно общество, а не «главный цензор». А уже полную ответственность за выпуск того или иного произведения несет издательство.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+