January 30, 2024, 08:18 AM
ЕАН

Власти останавливают экспансию Wildberries: какие правила игры готовит государство маркетплейсам

После серии скандалов, которые сотрясали маркетплейсы, включая Wildberries, госорганы решили всерьез взяться за этот рынок. На протяжении последних двух лет работа цифровых платформ регулировалась на основании добровольного соглашения — компании под «честное слово» обещали соблюдать антимонопольное законодательство. Но что-то пошло не так.

За последнюю неделю произошло несколько событий, которые могут изменить рынок электронной коммерции. Сначала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России установила коллективное доминирующее положение Wildberries и Оzon среди маркетплейсов. Две компании занимают 80 % рынка. Ранее «Яндекс Такси» (еще один участник добровольного соглашения) также был признан доминирующим игроком на рынке перевозок.

Вслед за этим глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов заявил изданию Forbes о готовности законопроекта, который ограничивает открытие новых пунктов выдачи для маркетплейсов, предусматривает меры в отношении тех компаний, чья доля в онлайн-продажах выше 25 %. Похожие ограничения давно действуют в отношении продуктового ретейла — если конкретная сеть занимает четверть рынка в населенном пункте, ФАС запрещает открывать компании новые магазины.

 Страх и удаленность от Москвы: почему провалился бунт против Wildberries в Екатеринбурге «Понятно, что экспансия маркетплейсов должна быть ограничена хотя бы потому, что на текущий момент она происходит не всегда добросовестно. Есть много примеров того, как маркетплейсы открывают пункты выдачи заказов сначала по франшизе, а затем создают для них не самые хорошие условия для того, чтобы потом на этих же местах открыть собственные пункты. Вот такие практики должны быть однозначно ограничены», — прокомментировал ЕАН сопредседатель Ассоциации участников рынка электронной коммерции Александр Ефимов.

Однако идея тотального ограничения численности пунктов выдачи заказов, по его мнению, требует доработки. Следует смотреть на насыщенность в каждом отдельном регионе, а не равнять всех под один стандарт.

 Люди не дождутся заказов: Wildberries потеряет большинство пунктов их выдачи Член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев пояснил ЕАН, что решение ФАС в отношении маркетплейсов может иметь серьезные последствия для электронной коммерции. По его словам, во-первых, это ограничит рыночную власть маркетплейсов. В частности, регулирующие органы могут ограничить тарифы, которые взимают маркетплейсы с продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Также будет ограничена возможность произвольного внесения изменений в оферты маркетплейсов по отношению к продавцам и ПВЗ. Тортев напомнил, что ситуация с тарифами — застарелая проблема, маркетплейсы в реальности меняют договоры сотни раз в году.

«Во-вторых, антимонопольный регулятор должен всерьез обратить внимание на соблюдение маркетплейсами стандартов саморегулирования отрасли. Два года попыток призвать маркетплейсы к минимальному саморегулированию ни к чему не привели. Не решена и проблема обращения контрафактных, а иногда и прямо запрещенных товаров на маркетплейсах. 

И здесь, на мой взгляд, речь должна идти о дальнейшем снятии иммунитетов с маркетплейсов в части проверок. История с пожаром на складских помещениях одного из маркетплейсов показала, что в погоне за прибылью маркетплейсы могут идти на откровенно противоправные действия», — отмечает Тортев.

Опрошенные ЕАН участники рынка и эксперты уверены, что маркетплейсы всеми силами будут сопротивляться любым попыткам ограничить бурно растущий рынок электронной коммерции. Но, по всей видимости, пожар в Санкт-Петербурге стал той самой «красной» линией, после которой госорганы уже не будут так доверять обещаниям крупных компаний соблюдать законодательство под «честное слово».

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+