September 20, 2019, 06:07 AM

«Волшебная таблетка» от депрессии. Кому выгодно распространение психотропных лекарств?

Свердловские психиатры и психотерапевты бьют тревогу - уровень невротической депрессии у населения растет, а правильно лечиться граждане не спешат. Многие предпочитают пить антидепрессанты, зачастую не осознавая необходимость терапии или не имея возможности ее получить. За последние годы уровень употребления психотропных препаратов увеличился, несмотря на то, что специалисты их употребление откровенно не приветствуют. О том, почему депрессия стала новым бичом современного общества, чем вызван рост употребления лекарств и кому это выгодно, – в материале ЕАН.

Причины депрессии

По данным ВОЗ, уже в следующем году депрессия станет самым распространенным заболеванием в мире. Медики всерьез опасаются, что она парализует экономическое и социальное развитие стран. По словам руководителя «Клиники ментального здоровья доктора Александрова» Максима Александрова, процент людей с генетической предрасположенностью к психическим заболеваниям всегда одинаков и не зависит от внешних факторов. Но на сегодняшний день в мире стало больше психических заболеваний невротического уровня, тревожных расстройств. Эксперт отмечает, что рост показателей идет за счет условно здоровых людей с расстройствами адаптации. Часто в этом большую роль играет распад семьи, потеря смысла жизни, увеличение продолжительности жизни и повышение уровня ее качества.

 «Жизнь стала комфортнее, и, с одной стороны, это хорошо. Но есть и обратная сторона: чем лучше живет общество, тем выше в нем уровень тревоги и депрессии. К примеру, в период Великой Отечественной войны показатели психических расстройств в стране резко упали, а после ее окончания спустя какое-то время, когда жизнь начала налаживаться, динамика по психическим заболеваниям увеличилась», - говорит психотерапевт. 

Статистика пугающая: на сегодня проблемы с психическим здоровьем имеют 30-40% населения в мире. Но нужно понимать, что это депрессия невротическая, ее можно вылечить, если обратиться к психотерапевту, уверяет Максим Александров.

Группы риска

Как у любого другого заболевания, у депрессии есть свои группы риска – половые, возрастные, географические и так далее. Руководитель клиники «Елизар-мед» Дмитрий Детков приводит в пример работающих менеджеров в возрасте до 30 лет. По его словам, эта группа имеет невысокий риск заработать депрессию в силу возраста и занятости. 

«В этом возрасте человеку зачастую свойственно видеть все в розовом цвете. Куда сложнее дела обстоят у людей, перешагнувших барьер тридцатилетия: здесь они уже начинают понимать, что они не всесильны, что существуют болезни, кто-то сталкивается со смертью близких. Также большая разница есть между семейными людьми и одинокими – последние страдают из-за отсутствия поддержки, вынуждены сами справляться со всеми трудностями, это часто может привести к проблемам», - отмечает специалист.

Также стоит уделять внимание людям, которые выходят на пенсию и теряют работу и свой социальный статус, – это тоже очень высокий процент риска.

Существуют опасности, которые связаны с профессиональной деятельностью человека. Больше всего могут пострадать те, кто работает с большим потоком информации и в сферах, где постоянно проводятся реформы. Это диспетчеры, врачи, сотрудники правоохранительных органов, сферы образования, СМИ. 

 «Ко мне обращались воспитатели, учителя с большим стажем и опытом. Люди просто не справляются с потоком документов, нормативных актов, постоянными изменениями», - пояснил Дмитрий Детков.

Бай-бай, стигма?

Обращение за помощью к психиатрам в России никогда не было популярным, с сожалением отмечают специалисты. Это считается постыдным: люди боятся, что их сочтут психами. По поводу того, изменилась ли картина в последние годы и исчезает ли стигматизация психических расстройств в обществе, мнения врачей расходятся.

Специалист Центра психологического консультирования и психоанализа Татьяна Томилова говорит, что лояльность населения к психиатрической помощи постепенно растет.

«Я заметила, что у нас стало немного более лояльное отношение к психотерапии. Конечно, негатив еще сохраняется, есть пациенты, которые делают много кругов, ходят по узким специалистам, жалуются, обследуются. Врачи ничего не находят и в итоге отправляют к психотерапевту. Спустя какое-то время, может даже годы, в запущенном уже состоянии, порой принимая даже транквилизаторы, они приходят к нам», - отмечает Томилова.

Рост показателей по выявлению депрессии психотерапевт также списывает на увеличение обращений к специалистам.

«Я думаю, что число заболеваний не сильно выросло, скорее, люди стали чаще обращаться, причем стало больше молодежи, молодых мужчин – и это хорошо. Психотерапевтов стали меньше бояться, равно как и стоматологов», - добавила Татьяна Томилова.

С ней соглашается и врач-психотерапевт клиники «УГМК-Здоровье» Майя Скляр, отмечая, что люди стали осведомленнее в вопросах психического здоровья.

"Раньше было иначе из-за стигматизации: многие же не верили, что есть депрессия – психическое заболевание, которое мешает человеку жить и работать, советовали заняться спортом», - поясняет Скляр.

Дмитрий Детков пока не видит прогресса и не считает, что граждане стали активнее обращаться к психотерапии.

«Для многих людей все еще трудно признать необходимость обратиться за психиатрической помощью.

 «Я пошел за помощью, значит, я дурак», - рассуждают людиВсе забывают, что мозг – это центр управления нашим телом и нашим здоровьем, это самый главный орган. Поэтому я могу сказать, что стигматизация проблемы никуда не ушла. К нам идут тогда, когда уже все совсем плохо. Иногда близкие люди, которые видят состояние человека, уговаривают обратиться за помощью. А так, чтобы больной человек пришел сам тогда, когда еще не все запущено, – такое случается крайне редко», - сетует Детков.

По его словам, в первую очередь к психотерапевту стоит обращаться с любыми невротическими проблемами, а уже потом идти к другим узким специалистам.

«К сожалению, на начальных стадиях каких-то расстройств люди предпочитают идти не туда, куда нужно. Если сравнить количество практикующих психиатров или психотерапевтов и тех, кто оказывает экстрасенсорные услуги, – вы сами увидите разницу», - жалуется врач.

Антидепрессанты – за и против

Все эксперты единогласно сошлись во мнении, что люди сегодня стали чаще употреблять психотропные препараты. Но тех, кому они действительно необходимы, не так много. Многие предпочитают выпросить у врача рецепт, надеясь, что «волшебная таблетка» решит все вопросы. Большой процент и тех, кто получает рецепт на антидепрессанты от врачей других профилей.

«Работать над собой очень сложно, а с препаратом жить легче. В зависимости от обстоятельств, таких как возраст, прогноз, тяжесть состояния, иногда я назначаю, если клиент очень настаивает по определенным причинам – он приехал издалека или у него нет средств на регулярные посещения специалиста. Человеку так или иначе нужно помочь, а антидепрессанты – это вид помощи», - говорит Татьяна Томилова.

Согласно ее наблюдениям, антидепрессанты стали чаще назначать неврологи и терапевты. «К сожалению, это не всегда бывает сделано корректно. Все четко: антидепрессант необходим, если есть депрессия. А ее еще нужно диагностировать. Классически сложилось, что психотерапевты не любят выписывать препараты, за исключением тяжелых случаев. Их нужно подбирать очень аккуратно», - поясняет врач.

По словам Майи Скляр, врачи не психиатрического профиля часто назначают антидепрессанты при психических атаках, тревожных состояниях, тогда как на деле достаточно было бы разговорной терапии.

Еще одним фактором, способствующим увеличению уровня употребления антидепрессантов, стала реклама фармацевтических компаний, в том числе среди врачей. Они работают на медицинских конференциях, рассказывают, что антидепрессанты нужно назначать уже даже группам риска в качестве профилактики, отмечает Майя Скляр.

Впрочем, это не всегда плохо, говорит она. Порой в неврологии антидепрессанты нужно принимать, к примеру, при хроническом болевом синдроме. Психотропные препараты входят в стандарт лечения этого заболевания, и в результате многим людям становится легче. С одной стороны, это хорошо: уровень качества жизни больных людей поднимается, но с другой - иногда случается нецелевое назначение лекарства, а пациенту лучше походить на психотерапию.

«Сегодня каждый второй пациент приходит с паническими атаками и тревожными расстройствами. Поэтому сейчас антидепрессанты назначаются скорее в качестве антитревожного средства, нежели антидепрессивного. А тревожные атаки антидепрессантами не лечатся. Многие неврологи упорно назначают их. Я бы призвала врачей отправлять пациентов сначала к психотерапевтам и психиатрам, а самим минимизировать процент назначений подобных препаратов и давать нам выполнять свою работу», - резюмирует Майя Скляр.

Раньше антидепрессанты могли назначать только психиатры, потому что это были препараты первого-второго поколения, они нуждались в четкой дозировке, поясняет Максим Александров.

 Сегодня их может назначать любой врач, эта практика пришла к нам из других стран и связана с интересами фармацевтического бизнеса. 


«Там, если человек жалуется на снижение настроения или тревожность, его никто и никогда не отправит к психиатру. Лечить такого человека будет врач общей практики, который сможет назначить необходимые препараты. Это связано с тем, что страховые компании экономят деньги: в развитых странах консультация психиатра стоит около 300 долларов. Такое немногим гражданам по карману. И в связи с тем, что попадать к профильным специалистам непросто, стала продвигаться идея о лечении у специалистов общей практики. Постепенно эта схема начала работать и у нас, продвигаемая в том числе фармацевтическими компаниями, которым это выгодно. Но ведь у нас нет проблем с врачами и посещение психотерапевта – вполне доступная вещь», - говорит Максим Александров. 

В следующем материале мы более подробно расскажем о группах риска и об эмоциональном выгорании. 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+