Общественный транспорт и пассажирские перевозки в Оренбурге в ближайшие пару лет должны выйти на кардинально новый уровень. Такую цель поставили себе в мэрии. Что нового планируют привнести в эту сферу чиновники? Как на это реагируют перевозчики? Подробнее об этом – в материале ЕАН.
Пассажиров стало меньше
Сфера общественного транспорта в Оренбурге застряла на уровне 90-х годов. Об этом говорят и горожане, которые ездят в автобусах, и эксперты. Не спорят с такой постановкой вопроса даже сами перевозчики.
Чтобы переломить ситуацию, администрация заказала ученым из ОГУ разработку новой транспортной схемы областного центра. Она должна учесть все изменения последних времен: появление новых микрорайонов в городе, перераспределение пассажиропотока, оптимизацию маршрутной сети. Чиновники уверены: спустя пару лет после начала работы по новой схеме перевозки выйдут на кардинально новый уровень.
«Не секрет, что старые ПАЗики никого не устраивают, ездить в ГАЗелях люди тоже устают. Нужен комфортабельный вместительный транспорт, - считает первый заместитель главы Оренбурга Алексей Кудинов. – В конце прошлого года при помощи региональной власти и федерального центра нам удалось закупить 67 новых вместительных автобусов. Они пополнили автопарк муниципального предприятия».
Но этого недостаточно, признают чиновники. По данным мониторинга, который ведет управление пассажирского транспорта города, каждый день на улицы Оренбурга выходит примерно 600 автобусов. В этом числе и большие городские ЛиАЗы, и ПАЗики, и ГАЗели. Доля муниципального транспорта в этой цифре – не больше 10%. Остальное – частные перевозчики, которые обслуживают маршруты по договорам, заключенным на основании проведенного конкурса.
Но число автобусов на оренбургских улицах за последние два года существенно сократилось. Раньше администрация выдавала до тысячи маршрутных карт. Чиновники уверены – сокращение числа общественного транспорта вполне закономерно, так как за те же два года в городе сильно упал пассажиропоток.
«Первое серьезное снижение числа пассажиров в городском транспорте мы увидели в пандемию, - рассказала начальник управления пассажирского транспорта Оренбурга Оксана Малышева. – Сейчас он постепенно растет, но все еще не достиг показателей допандемийного периода».
Так, по словам Малышевой, в 2019 году общественным транспортом Оренбурга воспользовались 120 млн раз. В 2021 году эта цифра упала вдвое и была на уровне 63 млн раз. Эти изменения учитывает новая транспортная схема. В ней предусмотрено, на каких маршрутах должны быть большие автобусы, чтобы перевезти с максимальными удобствами всех, кто выйдет на остановку, а на каких будет достаточно автобусов средней вместимости из-за того, что численность населения, пользующегося общественным транспортом, там не так высока.
Два года на обновление
Требование об обновлении автопарка теперь будет заложено на уровне конкурсной документации. Это подчеркнул вице-мэр Алексей Кудинов. Перевозчикам дается время на закупку автобусов.
«В документации будет предусмотрен определенный график обновления подвижного состава, - пояснил Алексей Кудинов. - К примеру, будет указано, что в первые полгода перевозчик должен будет заменить определенный процент автопарка. Также будет указано, какой процент автобусов и в какой срок нужно будет заменить дальше. Постепенно все автобусы будут обновлены».
По словам первого заместителя мэра, на полную замену автопарка перевозчиков уйдет два года. В администрации считают это адекватным сроком для того, чтобы найти деньги и заказать автобусы у производителей.
Чиновники также обещают, что эти изменения не отразятся на тарифах. Любое повышение, говорят они, должно быть экономически обосновано и одобрено профильными ведомствами.
«Несмотря на то, что сейчас экономически обоснованный тариф пассажирских перевозок в городской черте должны быть на 15-17 рублей выше, никакого резкого повышения цены в ближайшее время не планируется, - отметил Алексей Кудинов. – Мы призываем перевозчиков прийти к тому, чтобы в Оренбурге был единый тариф на всех маршрутах. Постараемся найти взаимопонимание в этом вопросе».
Как пояснила Оксана Малышева, сейчас в Оренбурге работают 53 маршрута. На 15 из них установлен регулируемый тариф – его диктует муниципалитет. Причем из этих 15 маршрутов 9 обслуживаются автобусами, которые принадлежат городу.
Петиция против реформы и заявления в УФСБ
В администрации идет активная подготовка к проведению конкурсных процедур для перевозчиков. Каждую неделю проходят встречи, правда, по признанию самих чиновников, не все перевозчики посещают их.
На прошлой неделе перевозчики выступили с протестом против внедрения новой транспортной схемы. Они посчитали, что реформа приведет к ликвидации части популярных маршрутов и к сокращению подвижного состава на других. Все это, по их мнению, только увеличит время ожидания на остановках.
Пассажирам предлагали подписать петицию против транспортной реформы. Письма лежали прямо в салонах автобусов.
В городской администрации ответили на это тем, что подобные заявления вводят пассажиров в заблуждение и не соответствуют действительности. Чиновники предполагают, что у горожан, которые не знают всех тонкостей будущих изменений, сложится неверное впечатление о реформе.
В администрации пояснили, что на предпринимателей, разместивших призыв подписать петицию, управление пассажирского транспорта города направило заявления о клевете и подрыве авторитета власти в УФСБ, прокуратуру и УМВД.
Несмотря на такие противостояния, в администрации не боятся, что оренбургские перевозчики могут саботировать конкурсные процедуры и оставить город без общественного транспорта. Чиновники уверяют – этот рынок привлекателен и конкурентен.
«Я могу точно сказать, что сфера пассажирских перевозок в Оренбурге привлекает предпринимателей, - пояснил Алексей Кудинов. – Мы видим интерес к ней со стороны как местных перевозчиков, так и участников рынка из других городов. Так что точно могу сказать, что заявки на конкурс будут».
В администрации обещают, что после нового конкурса пассажиры в Оренбурге получат возможность интерактивно отслеживать автобусы и их прибытие на остановки. Цифровизация общественного транспорта в областном центре - еще одна ступень его модернизации.
Пока же отследить, как работают перевозчики, сложно, признался Алексей Кудинов. По его словам, далеко не все из них предоставляют данные системы ГЛОНАСС для анализа, а обязать их делать это пока нет инструментов.
Все изменения будут внедрять постепенно. Чиновники уверяют, что у оренбуржцев будет время, чтобы привыкнуть к новшествам.
Евгения Чернова