РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 14 июля 2023 в 12:43

Генплан раздора: публичные слушания в Оренбурге прошли со скандалом

Жители областного центра не увидели ничего положительного в новом Генплане
Накануне в Оренбурге прошли публичные слушания по новому Генеральному плану. В ДК ТРЗ в Промышленном районе собралось несколько сотен горожан. Среди них - бывший главный архитектор города Сергей Бренев, депутаты-оппозиционеры Нурлан Мунжасаров, Сергей Романенко, Максим Амелин, Денис Батурин, Максим Щепинов, единоросс Елена Афанасова. Также приехала председатель горсовета Ольга Березнева.

Кладбище под окнами?

От Минарха выступила замминистра Татьяна Тимошинова, от мэрии - замглавы Виталий Чижков. Для выступления каждому оренбуржцу дали по минуте. Задать можно было не больше двух вопросов. На ответы выделили по две минуты.
В самом начале генеральный директор компании-проектировщика «Корпус» Алексей Нестеркин рассказал, что такое Генплан, что он в себя включает, какие основные моменты были учтены. Это возможности нового строительства, пересмотр застройки центра города, корректировка развития города с учетом демографии.
По его словам, в центре Оренбурга планируется провести реновацию - замену частного сектора на многоэтажную застройку. Однако это не коснется исторического центра, так как это охранная зона. Также планируется вести активную застройку в пойме Урала.
«В целом границы города не изменятся, - отметил Алексей Нестеркин. - Но расширение возможно в будущем за счет присоединения в агломерацию ближайших сельских районов».
Из зала начали выкрикивать требования прекратить доклад и сразу перейти к обсуждению вопросов.
«Зачем нам эти картинки, если мы с ними знакомимся уже почти месяц? - кричат из зала присутствующие. - Надо обсуждать острые вопросы».
Одна из горячих тем – размещение кладбищ и свалок. По словам проектировщиков, кладбище в Степном в скором времени исчерпает свои ресурсы. Для поиска новых мест провели обследование грунтов, подземных вод. Выбрали место в южной части города, в отдалении от жилой застройки на 1,5-3 км. Услышав все это, горожане не дали спикеру продолжить выступление, прервав его аплодисментами.
«Вы уверяете, что талые воды в том месте, где вы хотите делать кладбище, текут в обратную сторону от Урала, но это не так, - выступила жительница Южного Ульяна Некрасова. – Там овраг Алимсай, через него вода как раз и идет в реку. Вы понимаете, что весной у вас гробы поплывут в Урал?»
Также жители говорят, что от ближайших домов до нового погоста не более 300 м, а не 1,5 км. Расхождения, по их словам, происходят из-за того, что в Генплане совершенно не учтены садовые общества, где прописаны и круглый год живут люди.
Замминистра архитектуры Татьяна Тимошинова сообщила, что Министерство накануне получило отрицательное заключение о выделении участков под кладбище от Оренбургского района.
«Теперь вопрос размещения кладбищ и крематория будет рассматривать специальная комиссия», - пояснила она.

«Болезненная» дорога

Один из самых острых вопросов нового Генплана – строительство новой дороги, которая соединит Северо-Западный микрорайон и поселок Ростоши. По плану она проходит там, где сейчас расположены участки с жилой застройкой. По факту для новой трассы нужно снести несколько домов.
Как рассказали в Минархе, под изъятие попадает порядка 60 участков. Жители Ростошей говорят – около 180. Они поясняют, что наложили новый Генплан на кадастровую карту и увидели, что дорога пройдет по местам, где давно живут и строят дома люди. И таких участков горазд больше, чем говорят чиновники.
«Разработан проект межевания, по которому предусмотрено изъятие земли в течение шести лет, - поясняет замминистра. - Если это не устраивает людей, то это не значит, что нарушаются чьи-то права».
Этот вариант они считают наименее «болезненным». При этом чиновники на слушаниях рассказали, что мэрия Оренбурга также прислала отрицательное заключение по проекту этой дороги. Значит вопрос также будет рассмотрен специальной комиссией.
Горожане активно кричали из-за зала, что они в принципе против строительства этой трассы. Они считают, что дорога должна пройти без ущерба частной собственности.
«Вы понимаете, что таким решением разделите нашу жизнь на «до» и «после»? – возмущаются жители Ростошей. – Мы по 8-10 лет вкладывались в стройку, брали кредиты и ипотеки, а теперь нас просто выставляются на улицу».
Заместитель главы города Виталий Чижков после уже пятого вопроса по новой дороге в Ростошах предложил жителям поселка лично встретиться с ними на месте и обсудить все вопросы.
«Нам не нужны никакие встречи и обсуждения, - ответили оренбуржцы. - Мы выступаем против этой дороги и требуем рассмотреть ее строительство в обход наших домов».

Минус «легкие» города?

Еще одна дорога, строительство которой вызывает резонанс у общественности, – трасса с мостом от улицы Степана Разина в южную часть города. По плану она должна пройти через самый большой зеленый массив Оренбурга – Зауральную рощу.
Вопрос вырубки деревьев в Зауральной роще при строительстве нового моста через Урал задал депутат горсовета Роман Куниловский.
«Пока еще не определен вариант, по которому будут стоить этот объект, конечно, вырубка потребуется, но еще нет конкретики, - пояснил Алексей Нестеркин. - Как только город определится с вариантом строительства, станет ясно, сколько деревьев будет вырублено».
«Я прошу протокольно закрепить, что за каждое вырубленное дерево город должен посадить два взрослых», - потребовал депутат.
Профессор кафедры лесоведения ОГПУ Александра Колтунова отметила, что стоимость каждого дерева в Зауральной роще оценивается примерно в 150 тыс. рублей. Также это место имеет большое историческое значение.
«Никакие липы, которые сдохли, не компенсируют потерю всех деревьев, которые потеряет город при строительстве новой дороги и моста через Зауральную рощу», - подчеркнула она.
Проектировщики заверили, что новым Генпланом не предусмотрено уменьшение зеленых насаждений. При этом они не смогли сказать, станет ли их больше.

«Черные списки» поставщиков и отсутствие министра

Оренбуржцы задавали и другие вопросы. Так, житель Оренбурга, предприниматель и активист Антон Вартанов рассказал о том, что после ремонта набережной за порядком на этой территории никто не следит. По его словам, было тихое место, а теперь там полный бардак.
Также он озвучил вопрос, который в кулуарах задавали многие: «Где министр архитектуры Ибрагимова? Почему она здесь не присутствует?»
«Этот вопрос не относится к обсуждению Генплана», - последовал ответ.
Вопрос об отсутствии первых лиц города и профильных ведомств задал и депутат областного парламента Максим Щепинов. По его словам, «более сырого документа, чем этот Генплан, город не видел».
«Где глава города, где министр архитектуры, главы министерств финансов, строительства? - спросил он. - Почему такой важный для города документ обсуждается без присутствия этих людей?»
Также Максим Щепинов задал вопрос, правда ли, что компания «Корпус», которая разрабатывала Генплан, внесена в реестр недобросовестных поставщиков.
«Да, на данный момент ФАС приняла решение о включении нашей компании в этот раздел реестр, - ответил гендиректор Алексей Нестеркин. - Сейчас идет судебное разбирательство по этому вопросу».
Сразу несколько вопросов касались развития сельских территорий, входящих в состав Оренбурга. Предприниматели села Городище задали вопрос, на каком основании по новому Генплану 13 тыс. га переводится из земель сельхозназначения в промзону.
«Мы кормим Оренбург овощами, - говорят предприниматели. - Если принять такое решение, то город останется без них».
Такой же вопрос у жителей Бердянки. Там также существенную территорию отдают под промышленный сектор.
«Да, мы, наверное, погорячились отдавать эти зоны под промышленность, так как там есть неразведанные месторождения, - ответил Алексей Нестеркин. - Еще неизвестно, когда там решат что-то добывать, а у населения это вызывает беспокойство. Видимо, придется пересмотреть этот момент».
Бывший главный архитектор Оренбурга Сергей Бренев отметил необходимость внесения изменений в Генплан, чтобы избежать подтопления жилых домов в пойме Урала. По словам проектировщиков, новая дорога-дублер улицы Чкалова выступит в роли дамбы и защитит дома от подтопления. Но архитектор уверен, что без дополнительных мер этот подход не сработает.
Спустя примерно три часа обсуждений регламентная комиссия слушаний заявила о том, что время для проведения мероприятия закончилось. Пришедшие люди выступили против этого, не все смогли высказаться. Они требовали продолжения.
Депутаты горсовета напомнили, что они принимали документы, по которым публичные слушания не ограничиваются по времени.
«Вы же понимаете, если не продолжить сейчас слушания, то их легко можно оспорить и признать несостоявшимися», - заявил в их поддержку Сергей Бренев.
В итоге слушания продлили еще на полчаса. После этого их завершили, отметив, что есть две недели, чтобы проработать все протокольные поручения. Дальше их направят в Минарх.
Отметим, что прямо во время публичных слушаний стало известно о том, что проект Генплана Оренбурга отправили на доработку. Документ, датированный 12 июля, опубликован в telegram-канале Оренбургского регионального отделения Союза архитекторов России. Министерство Оренбургской области пыталось опровергнуть это. В своем в telegram-канале ведомство назвало документ фейком. Спустя короткое время ведомство назвало эту публикацию ошибочной.
Евгения Чернова