«Развивать въездной туризм на Урале необходимо», - с таким заявлением обратился ко всем участникам межрегиональной конференции «Туристский форум Большого Урала» заместитель министра по физической культуре, спорту и туризму Константин Брыляков. Дело в том, что многие эксперты сходятся во мнении, что такой живописный край зеленых гор и необъятных лесных просторов, как наш, родина бажовских сказок, граница двух частей света, протянувшаяся меридианом между Европой и Азией, с лечебно-оздоровительными санаториями и горнолыжными курортами, вполне может представлять интерес не только для местных жителей и граждан России, но и для иностранцев.
Но опорный край державы до сих пор не заработал репутацию крупного туристического центра ни в России, ни тем более за рубежом: иностранцы зачастую не знают о существовании нашего края. Если при слове «Сибирь» у них возникают ассоциации в виде медведей, белых зайцев и тайги, то «Урал» лишь вызывает вопросительные недоумевающие взгляды. Также большинство европейцев не знают о существовании Уральских гор, месторасположении Урала. А что говорить о достопримечательностях, которые так и не стали знаменитыми даже среди уральцев.
Главная проблема – это недостаток гостиниц и специалистов, отсутствие того самого объединяющего начала для уральских регионов в лице туристического бренда, и просто должного информационного сопровождения на всех уровнях продвижения информации. Эти и другие проблемы, которые лежали мертвым грузом на плечах уральских чиновников, наконец-то всплыли на конференции, которая проводилась под патронажем правительства области, Федерального Агентства по туризму РФ, министерства по физической культуре, спорту и туризму области и Уральского государственного университета имени А.М.Горького.
Основное предложение рабочей встречи, с которой выступили представители федерального агентства по туризму к уральским чиновникам и туроператорам, - создать единый туристический бренд «Большой Урал», который бы связал воедино все регионы Уральского федерального округа. Стоит отдать должное, форум был подготовлен и проведен на высоком уровне. Его участники - руководители Федерального Агентства по туризму, Российского союза туристской индустрии, органов управления туризмом Уральского и Западно-Сибирского регионов, авиакомпаний, транспортных предприятий, представители туристских ассоциаций и экскурсионных бюро, природных парков, центров народных промыслов и ремесел, учебных заведений по подготовке специалистов для индустрии туризма из Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей, Пермского края, республик Коми, Башкортостана и Татарстана, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов на два дня стали единой командой, которую объединила одна цель – найти решения актуальных проблем, которые возникают в сфере туризма, определить основные параметры маркетинговой стратегии Большого Урала. Все присутствующие получили возможность не только высказать свое мнение, но и подготовить рекомендации для чиновников Урала.
Будет поддержка из федерального центра
По данным статистики, приток туристов на территорию Урала в два раза меньше, чем в среднем по России. Это связано с тем, что активное продвижение туристических услуг нашего региона началось всего лишь два года назад. Тем не менее, туроператоры говорят, что интерес у иностранцев к Уралу есть, но он не такой высокий, как хотелось бы.
Так, согласно данным ОВИР в 2006 году на территории Среднего Урала было зарегистрировано более ста тысяч граждан из зарубежья, прибывших кто в деловую или туристическую поездки, кто на обучение, кто для решения частных вопросов. Стоит отметить, Свердловскстат в том же прошлом году зарегистрировал более одного миллиона человек, воспользовавшихся гостиничными, санаторно-курортными и туристско-экскурсионными услугами. По словам заместителя министра по физкультуре, спорту и туризму Свердловской области Константина Брылякова, сегодня въездной туризм, как на Урале, так и в Свердловской области переживает не лучшие времена.
«Прежде всего, это связано с тем, что туристические услуги очень дороги и не выдерживают конкуренции с массовым туризмом, который пользуется большим спросом в европейских странах. Поэтому жители Урала и Свердловской области при одной и той же цене на путевку отдают предпочтение зарубежным турам. Мы понимаем, что увеличить поток туристов на Урал можно только благодаря объединенным усилиям, которые стоит направлять на поднятие престижа региона и страны в целом. Федеральное агентство по туризму уже разработало специальную программу по решению блока актуальных проблем: ценообразование, подготовка кадров, продвижение России за рубежом», - пояснил Константин Брыляков.
Есть и ряд других не менее важных проблем, о которых рассказала ЕАН специалист комитета по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга Татьяна Гущина. Одна из них – малое количество гостиниц и гостиничных мест.
«По стратегическим данным, которые подготовил наш комитет, следует, что в 2007 году число гостиничных мест увеличится с 5386 до 6076 мест. Мы понимаем, что это не так уж и много. Сейчас на реконструкции находится 6 гостиниц. 76 процентов гостиничных мест занимают бизнес-лица, то есть те люди, которые приезжают в командировки, и только 11,5 процентов приходится на досуг и отдых. Что касается зарплаты сотрудников гостиниц и отелей, администраторы сегодня получают в среднем от 10 до 15 тысяч рублей, в крупных отелях чуть больше, горничные – в среднем от 6 тысяч рублей. Также на гостиничном рынке ярко представлен сегмент домашних отелей. В основном это отели на 25-40 мест. Весьма предпочтительны для многих клиентов», - пояснила Татьяна Гущина.
Как считает начальник управления анализа, прогнозирования и организации гостиничной и туристской деятельности Федерального агентства по туризму РФ Александр Сараев, непопулярность уральского туризма зависит не только от каких-то частных проблем, вроде предпочтений и цен на путевки, текучки кадров и низких зарплат, но во многом и от информационного вектора.
«Много усилий тратится на уральского жителя, который итак имеет представление о богатствах Урала. Согласно анализу маркетинговой и рекламной политике, направленной на создание и поддержку туристического имиджа УрФО как в России, так и за ее пределами, можно сказать, что она достаточно плохо развита. Рекламу одного из богатейших субъектов РФ, которая бы самым активным образом рассказывала о его достопримечательностях, трудно встретить в других регионах России, не говоря уже про западные страны. Вот поэтому въездной туризм здесь и развит слабо, - пояснил ЕАН Александр Сараев. - Кроме того, сегодня у опорного края державы есть всего лишь один единственный опыт участия в туристской выставке, которая прошла в прошлом году в ноябре Лондоне. Сказать, что этого мало, значит - ничего не сказать. Уралу необходимо объединять и координировать собственные усилия по созданию общего бренда, а мы, как государственный орган, будем ему в этом помогать».
Не так все плохо…
Стоит отметить, что с этого года на Среднем Урале реализуется областная программа под названием «Развитие туризма в Свердловской области». В рамках нее, две трети бюджета тратится на формирование информационного сопровождения. Как пообещал всем участникам конференции Константин Брыляков, к концу года должен появиться новый сайт, на котором будет размещена вся информация, в том числе контактная, обо всех сферах туризма на Урале. Базу данных уже начали собирать. Остается только ждать, что из этого получится.
Также стоит сказать, что пока формируется база данных, свое распространение получает новый информационный каталог о «Лучших курортах и санаториях региона. Большой Урал». Он создан по инициативе Ирины Подкиной, которая является руководителем проекта и директором дизайн-студии «Версты» (Свердловская область), директора РНЦ восстановительной медицины и культурологи Росздрава, заслуженного деятеля науки РФ, лауреата премии правительства РФ, академика РАМН, профессора Александра Розумова, директора ГУП СО «Управления Свердловскукорт» Владимира Измайлова, и других участников из Челябинской, Пермской, Тюменской областей, Республики Башкортостан и Удмуртской республики. По словам Владимира Подкина, при издании каталога была объединена и систематизирована информация по санаторно-курортным, оздоровительным и туристическим организациям региона, охватывающего девять субъектов России. Уникальной информацией является опубликование сведения о видах санаторно-курортного лечения в зависимости от основных природных лечебных факторов, используемых в здравницах Уральского региона. «Данный творческий проект, который создали эти люди, имеет огромное значение для информационной политики в сфере туризма. Берешь каталог в руки, и у тебя перед глазами все лучшие курорты от Свердловской области до Кировской. Примечательно также то, что на данный каталог не было потрачено ни копейки бюджетных денег.
За развитие туризма на Среднем Урале будет отвечать новый Совет
Вот так бы и бились как об стену горох. Вот так бы и блуждал каждый в собственных мыслях о путях развития туризма в Свердловской области, если бы не новое постановление, которое всех неравнодушных к туризму объединило в единое целое – в команду единомышленников.
Согласно документу, создается новый Совет по развитию туризма в Свердловской области. Его основная цель проста – содействовать развитию туризма и туристской индустрии. Но уже сейчас чиновники хватаются за голову - работы не початый край, несмотря на уже имеющиеся наработки. Сейчас на плечи данной организации возложены: ответственная разработка перспективных предложений по формированию современного туристского рынка, создание условий для развития внутреннего и международного туризма, создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию.
В состав Совета входят 36 уважаемых персон Среднего Урала – среди них заместитель председателя правительства Свердловской области Владимир Власов (кстати, он будет контролировать ход исполнения постановления и выполнять роль председателя Совета), Свердловский министр по физической культуре, спорту и туризму Владимир Вагенлейтнер, главный специалист министерства по физической культуре, спорту и туризму Наталья Сергеева и другие не менее известные лица.
Совет обещает привлекать для работы научно-исследовательские учреждения, другие организации, российских и иностранных ученых. Также орган будет принимать участие в разработке проектов по реализации мероприятий по развитию туризма, образования в сфере туризма и ряде других рабочих встреч. Планируется, что члены Совета будут собираться по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
С учетом мощно развивающихся темпов конгрессного и делового туризма, сформированной мощной команды единомышленников, у Свердловской области есть все перспективы для того, чтобы занять лидирующее положение на Урале. Предстоит проделать не только огромную работу, но и создать единую стратегическую базу, согласно которой и будет происходить дальнейшее развитие въездного туризма на Среднем Урале.
Мария Банных, Европейско-Азиатские новости
...