Ни для кого не секрет, что губернаторы УрФО постоянно делают серьезный акцент на проблемы, связанные с энергетическим комплексом региона. И это не случайно. Сегодня складывается весьма не обнадеживающая ситуация. Так, например, дефицит мощностей в Свердловской области уже превышает 3 тысячи мегаватт и начинает сдерживать прогрессивные тенденции в индустрии. Если рассматривать нынешние темпы развития промышленности области, то к 2010 году энергетический голод «перешагнет» отметку в 5 тысяч мегаватт. Подобные проблемы существуют и в соседних областях Урала и на ряде территорий России.
Из стагнации в кризис
Уже в 1980-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии. А в начале 1990-ых - в период общеэкономического кризиса в России - объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился. По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах. Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий. Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи. Предприятия отрасли были информационно и финансово непрозрачными. Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков. Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.
В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий. Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи. Предприятия отрасли были информационно и финансово непрозрачными. Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков. Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.
На пути реформирования
Реформирование электроэнергетики России остается актуальной темой для каждого региона страны. Повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей становятся ключевыми темами.
Так, постепенно меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в «Концепции Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2005-2008 годов «5+5».
Монопольные структуры сходят со сцены
Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.
Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.
Процесс реформирования АО-энерго (смежных акционерных обществ) начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО «Калугаэнерго», ОАО «Орелэнерго», ОАО «Брянскэнерго», ОАО «Тулэнерго». Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании - ОАО «Калугаэнерго», а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.
Процесс реформирования АО-энерго (смежных акционерных обществ) начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО «Калугаэнерго», ОАО «Орелэнерго», ОАО «Брянскэнерго», ОАО «Тулэнерго». Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании - ОАО «Калугаэнерго», а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.
В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров РАО «ЕЭС России» принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений за некоторым исключением были переданы от АО-энерго Системному оператору.
В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу - 13 из 14 ТГК, созданы четыре МРСК.
Главный признак преобразования - в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.
«МРСК Урала и Волги» - главный субъект энергетического пространства Урала и Волги
Историческая летопись. Компания была образована в ходе реформирования энергетической системы России и зарегистрирована 28 февраля 2005 года в Екатеринбурге. Единственным учредителем и акционером является ОАО РАО «ЕЭС России». Основная функция МРСК Урала и Волги - управление распределительными электросетевыми компаниями (РСК), которые после реформы работают под брендами «старых» АО-энерго: Кировэнерго, Тюменьэнерго, Курганэнерго, Свердловэнерго, Челябэнерго, Пермьэнерго, Удмуртэнерго, Чувашэнерго, Мордовэнерго, Мариэнерго, Пензаэнерго, Оренбургэнерго.
За два года своей работы «МРСК Урала и Волги» стала главным субъектом энергетического пространства регионов, в которых представлена компания. Совместным решением РАО «ЕЭС России» и полномочного представителя президента РФ в УрФО Петра Латышева генеральному директору МРСК Урала и Волги Алексею Боброву было поручено курировать разработку долгосрочной стратегии развития всего электроэнергетического комплекса Уральского федерального округа.
Настоящим боевым крещением для молодой компании стала работа в период экстремально низких температур в январе 2006 года. Морозы на территории деятельности энергокомпаний МРСК Урала и Волги доходили до - 52 градусов. В таких сложных условиях персонал энергкомпаний проявил себя с наилучшей стороны. Серьезных аварий в электросетевом комплексе в этот период зафиксировано не было, все возникавшие технологические нарушения устранялись четко и максимально оперативно. Средний срок ликвидации сбоев электроснабжения составил примерно 3 часа. МРСК Урала и Волги с честью выдержала «проверку холодом».
ОАО «МРСК Урала и Волги» провела оценку энергобаланса округа на период до 2010 года. Выяснилось, что требуется ввод 5,3 тысячи мегаватт, а на период до 2015 года - 9,9 тысячи мегаватт генерирующих мощностей. Основной объем электросетевого строительства приходился на 70-е годы прошлого века. Средний износ сетевых мощностей УрФО составляет 67 процентов и ежегодно увеличивается на 1,5-2 процента. С ростом степени изношенности сетевых объектов снижается пропускная способность сети в целом, растет недоотпуск электроэнергии.
Средства, полученные за счет инвестиционной составляющей, будут направлены на модернизацию и повышение надежности существующих сетей. На начальном этапе необходимо поднять величину инвестиционной составляющей в тарифах на передачу электроэнергии до уровня порядка 15 процентов к 2010 году, затем до 2015 года предполагается снижение до 9 процентов. На сегодня тарифы распределительных сетевых компаний УрФО являются самыми низкими по сравнению с соседними регионами. ОАО «МРСК Урала и Волги» считает необходимым интеграцию электросетевых объектов (муниципальные, ведомственные, бесхозяйные) под единым управлением с целью обеспечения энергетической безопасности региона. Целесообразно возложить на ОАО «МРСК Урала и Волги» функции «единого окна» по обеспечению эффективного взаимодействия с субъектами энергетики, Межведомственной энергетической комиссией УрФО и региональными органами тарифного регулирования.
«МРСК Урала и Волги» переименуют в «МРСК Урала»
Реорганизация МРСК началась по решению Совета директоров РАО «ЕЭС России» от 14 апреля нынешнего года. И уже в середине июля «МРСК Урала и Волги» будет переименована в «МРСК Урала». Уже в третьем квартале 2008 года «Свердловэнерго», «Курганэнерго», «Челябэнерго» и «Пермэнерго» присоединятся к «МРСК Урала», а волжские предприятия, которыми сегодня управляет «МРСК Урала и Волги» отойдут к «МРСК Волги» и «МРСК Центра и Приволжья» в октябре. Фактически произойдет укрупнение региональных сетевых компаний. Таким образом, на Урале будет создана единая распределительная сетевая компания.
Главная цель реорганизации - создание крупных производственных операционных компаний. Они сопоставимы по стоимости активов (примерно 25-30 миллиардов рублей) имеют сравнимые стартовые возможности для привлечения акционерного и заемного капитала, в том числе на международных рынках, и повышения эффективности собственной деятельности. В результате реорганизации акционеры и инвесторы получат рост капитализации компаний, а потребители - снижение затрат, повышение надежности и качества их обслуживания.
По словам Алексея Боброва, «распределительные сети - основа развития каждой территории, поскольку они доходят до конечного потребителя. РСК - единственная структура в отрасли, которая в каждом субъекте Федерации присутствует в лице своего первого руководителя. Поэтому каждого генерального директора распределительной сетевой компании можно назвать главным энергетиком в своем регионе».
Одной из основных задач на будущее глава теперь уже «МРСК Урала» Алексей Бобров назвал активное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти. «На протяжении нескольких лет работы, могу сказать, что я очень доволен сотрудничеством со всеми губернаторами УрФО. Каждый из нас прекрасно понимает, что электросетевое хозяйство должно развиваться в соответствие со спецификой и планами регионов. Поэтому я благодарю всех губернаторов: Эдуарда Росселя, Петра Сумина, Владимира Якушева, Александра Филипенко, Олега Богомолова, Юрия Неелова и прошу прощения, что они тратят много личного времени на решение проблем электроэнергетики. Замечу, еще лет 5-6 назад такого не было, не было и такого количества совещаний, такого внимания к проблемам энергетики. Это большой совместный труд», - отметил Алексей Бобров.
И напоследок
Энергетическая безопасность - чрезвычайно важная проблема для Урала. Если взять в качестве примера Свердловскую область, то здесь отопительный сезон длится 230-245 суток. При этом собственная топливная база обеспечивает только 5 процентов потребностей в топливно-энергетических ресурсах. Из общего объема топлива, поступающего к нам извне, примерно 30 процентов - это природный газ Тюменского севера, остальное - привозной уголь и мазут. Акционерное общество «Свердловэнерго», входящее в «МРСК Урала», вырабатывает почти 96 процентов электрической и около 35 процентов тепловой энергии в Свердловской области. Остальная часть тепловой энергии по-прежнему вырабатывается в 3800 котельных, большинство из которых работает на угле. Энергетическая безопасность, таким образом, складывается во многом из нашей обеспеченности электрической и тепловой энергией. В этой связи очень важной становится проблема энергосбережения.
Не секрет, что в нашей стране большая энергоемкость многих технологий сосредоточена в основных отраслях народного хозяйства. Во времена «символических» цен на энергоресурсы можно было списать высокие энергетические затраты нашей экономики на бесхозяйственность. Можно было бы и попенять на суровый климат. Но Россия пошла по рыночному пути развития экономики, а значит, без энергосбережения нам уже просто не обойтись.
Не секрет, что в нашей стране большая энергоемкость многих технологий сосредоточена в основных отраслях народного хозяйства. Во времена «символических» цен на энергоресурсы можно было списать высокие энергетические затраты нашей экономики на бесхозяйственность. Можно было бы и попенять на суровый климат. Но Россия пошла по рыночному пути развития экономики, а значит, без энергосбережения нам уже просто не обойтись.
Мария Банных, Европейско-Азиатские новости.
...