Челябинск. Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Челябинской области оштрафовало «Первый хлебокомбинат» на 11 миллионов рублей, сообщили агентству ЕАН в пресс-службе ведомства.
В Челябинское УФАС России поступили обращения депутатов Государственной думы РФ, Законодательного собрания области, министра экономического развития региона Ю.Клепова, прокуратуры Челябинской области, министерства сельского хозяйства, председателя Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил Б.Иванова и обращения граждан о необоснованном повышении цен на хлеб.
Челябинским УФАС России на основании задания ФАС России был проведен сравнительный анализ уровня розничных и отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия в разрезе муниципальных образований.
Анализ проводился на основании информации, полученной от территориального органа Федеральной службы государственной статистики, Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области», от крупнейших производителей хлеба и хлебобулочных изделий, а также от предприятий розничной торговли.
Анализ динамики за период с 1 января по 1 сентября 2007, объемов производства и оптовых отпускных цен, структуры себестоимости на хлеб «Белый 1 сорт» (формовой) и хлеб «Уральский Новый» (подовый), реализуемый ОАО «Первый хлебокомбинат» показал, что указанные оптовые отпускные цены содержат признаки, необходимые для признания их монопольно высокими.
Основной причиной роста оптовых отпускных цен, согласно информации, представленной ОАО «Первый хлебокомбинат», является рост затрат на производство указанных видов продукции (хлеб и хлебобулочные изделия).
Анализ затрат ОАО «Первый хлебокомбинат» на производство хлеба «Уральский Новый» (подовый), хлеба «Белый 1 сорта» (формовой), показал, что рост затрат произошел из-за затрат на муку в себестоимости продукции, производственных затрат (общепроизводственные и общехозяйственные затраты), коммерческих расходов, заработной платы, размера прибыли, закладываемого в затраты указанных сортов хлеба. Это привело к повышению уровня рентабельности почти до 20 процентов.
Данные статьи затрат в ОАО «Первый хлебокомбинат» росли существенно более высокими темпами, чем на других предприятиях области, что является косвенным признаком того, что они превышают сумму необходимых для производства и реализации расходов и прибыли.
Розничные цены на хлеб «Белый 1 сорта» (формовой) и хлеб «Уральский Новый» (подовый), поставляемый в розничную сеть Челябинска ОАО «Первый хлебокомбинат», существенно выше цен на аналогичные виды хлеба не только на территории Челябинской области, но и в областных центрах Уральского региона – Екатеринбурге, Уфе, Оренбурге.
Согласно информации, представленной Государственным Комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (ЕТО), наиболее высокий рост отпускной цены на хлеб - до 43 процентов, произошел на ОАО «Первый хлебокомбинат». В структуре затрат наибольший удельный вес занимают сырье и основные материалы от 36,3 процента до 38,2 процента, накладные расходы до 30 процентов, коммерческие расходы до 22 процента. Кроме того, в ОАО «Первый хлебокомбинат» себестоимость производства хлеба «Белый 1 сорта» (формовой) выросла в основном за счет увеличения накладных расходов на 35,2 процента и коммерческих расходов на 30,4 процента. Анализ данных, проведенных ГК ЕТО Челябинской области, показал, что себестоимость производства хлеба завышена на 10-20 процентов. Экономически обоснованный рост затрат на производство хлеба по городу Челябинску составляет 10-25 процентов.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Первый хлебокомбинат» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». На момент рассмотрения обращений по вопросу о резком повышении цен на хлеб в магазинах Челябинска ОАО «Первый хлебокомбинат» находился в региональном разделе Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов по позиции хлеб и хлебобулочные изделия в географических границах рынка муниципальное образование города. Челябинским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на указанном рынке в соответствии с Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 6 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов», результаты которого подтвердили доминирующее положение ОАО «Первый хлебокомбинат» на рынке услуг по оптовой торговле хлебом и хлебобулочными изделиями.
По результатам проведенного анализа внесены изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов: доля ОАО «Первый хлебокомбинат» на рынке услуг по оптовой торговле хлебом и хлебобулочными изделиями в границах Челябинского городского округа составила более 50 процентов.
Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом.
Учитывая, что ОАО «Первый хлебокомбинат» реализует свою продукцию покупателям со скидками, которые зависят от объемов закупки, фактические оптовые цены реализации отличаются от базовых (прайсовых) в сторону понижения.
Противостояние между УФАС и крупнейшим производителем хлеба в Челябинске дошло до штрафных санкций. По решению ведомства, ОАО «Первый хлебокомбинат», входящий в агропромышленное объединение «Макфа», должно заплатить штраф в размере 11 миллионов рублей «за установление и поддержание монопольно высокой цены на хлебобулочные изделия». Как пояснили в антимонопольном управлении, размер штрафа равен четырем процентам от суммы выручки, полученной предприятием от реализации продукции в 2006 году.
Решение о наложении штрафа вынесено после рассмотрения административного дела, которое было возбуждено в январе этого года по статье 14.31 КоАП - злоупотребление доминирующим положением. Напомним, тогда челябинское УФАС обвинило «Первый хлебокомбинат» в злоупотреблении положением на рынке и рекомендовало предприятию пересмотреть оптовые цены на два основных вида продукции – первосортный белый и подовый хлеб без упаковки.
По мнению чиновников антимонопольного ведомства, оптовые цены оказались завышены почти на два рубля. Это сделало уровень оптовых и розничных цен на основные сорта хлеба в Челябинске выше, чем в других городах Южного Урала и региональных центрах Уральского федерального округа, за исключением Ханты-Мансийска.
При этом со ссылкой на анализ предоставленных «Первым комбинатом» данных чиновники антимонопольного ведомства заявили, что одной из причин роста цен «явился опережающий рост прибыли предприятия, который полностью определяется внутренними решениями администрации. На него не влияли такие внешние факторы, как рост энергозатрат, цены на зерно, топливо, упаковочные материалы и т.д. Между тем именно эти факторы хлебокомбинат указывал в качестве причины повышения оптовых цен на основные сорта хлеба в июле – августе 2007 года. Европейско-Азиатские новости.
...
В Челябинское УФАС России поступили обращения депутатов Государственной думы РФ, Законодательного собрания области, министра экономического развития региона Ю.Клепова, прокуратуры Челябинской области, министерства сельского хозяйства, председателя Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил Б.Иванова и обращения граждан о необоснованном повышении цен на хлеб.
Челябинским УФАС России на основании задания ФАС России был проведен сравнительный анализ уровня розничных и отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия в разрезе муниципальных образований.
Анализ проводился на основании информации, полученной от территориального органа Федеральной службы государственной статистики, Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области», от крупнейших производителей хлеба и хлебобулочных изделий, а также от предприятий розничной торговли.
Анализ динамики за период с 1 января по 1 сентября 2007, объемов производства и оптовых отпускных цен, структуры себестоимости на хлеб «Белый 1 сорт» (формовой) и хлеб «Уральский Новый» (подовый), реализуемый ОАО «Первый хлебокомбинат» показал, что указанные оптовые отпускные цены содержат признаки, необходимые для признания их монопольно высокими.
Основной причиной роста оптовых отпускных цен, согласно информации, представленной ОАО «Первый хлебокомбинат», является рост затрат на производство указанных видов продукции (хлеб и хлебобулочные изделия).
Анализ затрат ОАО «Первый хлебокомбинат» на производство хлеба «Уральский Новый» (подовый), хлеба «Белый 1 сорта» (формовой), показал, что рост затрат произошел из-за затрат на муку в себестоимости продукции, производственных затрат (общепроизводственные и общехозяйственные затраты), коммерческих расходов, заработной платы, размера прибыли, закладываемого в затраты указанных сортов хлеба. Это привело к повышению уровня рентабельности почти до 20 процентов.
Данные статьи затрат в ОАО «Первый хлебокомбинат» росли существенно более высокими темпами, чем на других предприятиях области, что является косвенным признаком того, что они превышают сумму необходимых для производства и реализации расходов и прибыли.
Розничные цены на хлеб «Белый 1 сорта» (формовой) и хлеб «Уральский Новый» (подовый), поставляемый в розничную сеть Челябинска ОАО «Первый хлебокомбинат», существенно выше цен на аналогичные виды хлеба не только на территории Челябинской области, но и в областных центрах Уральского региона – Екатеринбурге, Уфе, Оренбурге.
Согласно информации, представленной Государственным Комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (ЕТО), наиболее высокий рост отпускной цены на хлеб - до 43 процентов, произошел на ОАО «Первый хлебокомбинат». В структуре затрат наибольший удельный вес занимают сырье и основные материалы от 36,3 процента до 38,2 процента, накладные расходы до 30 процентов, коммерческие расходы до 22 процента. Кроме того, в ОАО «Первый хлебокомбинат» себестоимость производства хлеба «Белый 1 сорта» (формовой) выросла в основном за счет увеличения накладных расходов на 35,2 процента и коммерческих расходов на 30,4 процента. Анализ данных, проведенных ГК ЕТО Челябинской области, показал, что себестоимость производства хлеба завышена на 10-20 процентов. Экономически обоснованный рост затрат на производство хлеба по городу Челябинску составляет 10-25 процентов.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Первый хлебокомбинат» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». На момент рассмотрения обращений по вопросу о резком повышении цен на хлеб в магазинах Челябинска ОАО «Первый хлебокомбинат» находился в региональном разделе Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов по позиции хлеб и хлебобулочные изделия в географических границах рынка муниципальное образование города. Челябинским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на указанном рынке в соответствии с Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 6 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов», результаты которого подтвердили доминирующее положение ОАО «Первый хлебокомбинат» на рынке услуг по оптовой торговле хлебом и хлебобулочными изделиями.
По результатам проведенного анализа внесены изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов: доля ОАО «Первый хлебокомбинат» на рынке услуг по оптовой торговле хлебом и хлебобулочными изделиями в границах Челябинского городского округа составила более 50 процентов.
Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом.
Учитывая, что ОАО «Первый хлебокомбинат» реализует свою продукцию покупателям со скидками, которые зависят от объемов закупки, фактические оптовые цены реализации отличаются от базовых (прайсовых) в сторону понижения.
Противостояние между УФАС и крупнейшим производителем хлеба в Челябинске дошло до штрафных санкций. По решению ведомства, ОАО «Первый хлебокомбинат», входящий в агропромышленное объединение «Макфа», должно заплатить штраф в размере 11 миллионов рублей «за установление и поддержание монопольно высокой цены на хлебобулочные изделия». Как пояснили в антимонопольном управлении, размер штрафа равен четырем процентам от суммы выручки, полученной предприятием от реализации продукции в 2006 году.
Решение о наложении штрафа вынесено после рассмотрения административного дела, которое было возбуждено в январе этого года по статье 14.31 КоАП - злоупотребление доминирующим положением. Напомним, тогда челябинское УФАС обвинило «Первый хлебокомбинат» в злоупотреблении положением на рынке и рекомендовало предприятию пересмотреть оптовые цены на два основных вида продукции – первосортный белый и подовый хлеб без упаковки.
По мнению чиновников антимонопольного ведомства, оптовые цены оказались завышены почти на два рубля. Это сделало уровень оптовых и розничных цен на основные сорта хлеба в Челябинске выше, чем в других городах Южного Урала и региональных центрах Уральского федерального округа, за исключением Ханты-Мансийска.
При этом со ссылкой на анализ предоставленных «Первым комбинатом» данных чиновники антимонопольного ведомства заявили, что одной из причин роста цен «явился опережающий рост прибыли предприятия, который полностью определяется внутренними решениями администрации. На него не влияли такие внешние факторы, как рост энергозатрат, цены на зерно, топливо, упаковочные материалы и т.д. Между тем именно эти факторы хлебокомбинат указывал в качестве причины повышения оптовых цен на основные сорта хлеба в июле – августе 2007 года. Европейско-Азиатские новости.
...