Летом 2017 года жителей Златоуста и окрестных населенных пунктов потрясла трагедия на железной дороге: сразу двое рабочих попали под колеса тепловоза. В результате наезда 55-летний сотрудник скончался, а 35-летний получил серьезную травму.
После ЧП было возбуждено уголовное дело, в рамках которого эксперты-криминалисты из Уральского следственного управления на транспорте СКР отправились на место несчастного случая. Перед следственными органами стояла задача - получить ответ на вопрос: мог ли машинист локомотива затормозить и избежать смертельного исхода?
Корреспондент ЕАН отправился в Челябинскую область вместе со следователями и наблюдал за ходом следственного эксперимента.
Ж/д перегон поселка Бердяуш находится в 60 км от Златоуста, до Челябинска – более 200 км.
Для того чтобы успеть к оговоренному времени, эксперты вместе с ЕАН выехали из Екатеринбурга в 05:00. На место предстояло добираться на КамАЗе Следственного комитета. В грузовике внушительных размеров разместился бы целый отсек плацкартного вагона.
В машине прямо на полу распластана фигура, с первого взгляда – труп. К счастью, это оказался манекен. Именно ему суждено чуть позже стать одним из главных участников эксперимента. После того, как заместитель отдела криминалистики УСУ на транспорте СКР Александр Бажев выдал спальник, мы отправились в путь.
Езда по уральским ухабам не очень располагает ко сну, и периодически казалось, что ты имеешь много общего с дровами либо тебя вдруг забросили в эпицентр небольшого землетрясения. Прибыв в Златоуст, мы отправились за свидетелями трагедии – шестью коллегами погибшего и пострадавшего.
По словам следователей, хроника инцидента такова: два монтера работали на путях КШГ (ключом шурупогаечным). Внезапно появился тепловоз, ехавший со скоростью 49 км/ч. Машинист не успел затормозить, и монтеров от столкновения отбросило в канаву.
В результате мужчина 1961 года рождения скончался от разрывов внутренних органов, переломов ребер, ключицы, пневмоторакса. Второй монтер 1981 года рождения получил сложный перелом бедра. От ключа (он весит 80 кг) на шпале остался скол, который был обнаружен следователями.
В связи с тем, что скорость состава не была высокой, решили обратиться к эмпирике. Всякий эксперимент требует тщательной подготовки. На время следственных действий проезд по дороге на время закрывается в рамках так называемого «окна». Для обеспечения безопасного режима силовики взаимодействуют с представителями РЖД.
Свидетелей расставили на те же позиции, на которых они находились во время ЧП. На месте столкновения установили манекен, предварительно нарядив его в яркую оранжевую жилетку (именно такая одежда была на пострадавших).
С легкой руки рабочих, муляж получил имя Витек. Витька тщательно обмотали веревкой (по задумке, один из работников дергает за веревку для того, чтобы проверить, мог ли затормозить машинист). Забегая вперед, скажем, что после обнаружения явных признаков женщины у манекена он был спешно переименован в Марусю.
Для начала эксперты должны выяснить длину тормозного пути. Чтобы замерить расстояние от той точки, где машинист увидел людей, до того места, где остановился локомотив, криминалисты используют изобретение – начиняют пакет яркого цвета бумагой и обматывают его скотчем. Поделка бросается на рельсы, для того чтобы подсчитать тормозной путь состава. Эксперты выбрали желтый пакет для того, чтобы потом его было легче найти.
Когда все готово, с соседней станции на тепловозе вместе с машинистом выехал эксперт-криминалист. Для безопасности сотрудник сделал контрольный звонок коллеге из Златоуста. Через 15 минут локомотив показался вдали.
Однако первые две попытки эксперимента не увенчались успехом. Затрудняли следственные действия и плохая видимость, и крупные хлопья мокрого снега.
В конце концов, все удалось. Локомотив проехал, как надо, сбив Витька-Марусю. В результате замеров следователи пришли к выводу, что машинист действительно не успевал затормозить.
«Эксперимент оцениваю положительно. Мы смогли зафиксировать расстояние тормозного пути от того места, где локомотивная бригада увидела работников на путях, до того места, на котором локомотив остановился. Дважды у нас тормозной путь оказывался больше расстояния, на котором находились работники, до того места, где их могли увидеть машинисты. Расстояние измерялось при помощи лазерного дальномера, который работает на дальность до 300 м. Кроме того, с его помощью можно измерить площадь и объем помещения. Он заменяет нам рулетку», - рассказал ЕАН заместитель отдела криминалистики УСУ на транспорте СКР майор Александр Бажев.
«В сентябре по данному факту было возбуждено дело по статье "Нарушение правил безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта, по неосторожности повлекшее смерть потерпевшего и причинение тяжкого вреда". Обвиняемым грозит до пяти лет лишения свободы. В соответствии с правилами, место работ должно быть ограждено. Должны также быть выданы заявки локомотивным бригадам на предмет ограничения скорости. Локомотивная бригада должна была следить за нахождением на путях работников. Всего этого не было сделано. Прибор работал шумно, и рабочие просто-напросто не слышали тепловоз. Экстренное торможение, применявшееся машинистами, не помогло», - говорит заместитель руководителя Челябинского следственного отдела на транспорте Уральского следственного управления на транспорте Ирина Максимова.
После окончания эксперимента один рабочий рассказал, что этот резонансный случай привел к решению РЖД проводить такие работы по всей стране только во время «окон», то есть перекрытия путей.
Остается надеяться, что руководство Бердяушских путей и руководители монтерских работ понесут заслуженное наказание, а проходящий лечение пострадавший вылечится.