Для начала подборка фактов.
В начале апреля глава Челябинской области Алексей Текслер провел совещание по проблемам общественного транспорта в Челябинске. После этого Текслер констатировал «крайне низкий уровень развития общественного транспорта в городе-миллионнике с активной агломерацией». Мэрии было поручено в течение двух недель подготовить планы по развитию транспорта.
Власти города во главе с Владимиром Елистратовым подготовили кратенькую, на пять страничек концепцию, которая предусматривала выделение из бюджета области до конца этого года 7,2 млрд рублей, из которых около 3 — уже в мае-июне. Одним из пунктов «плана» стало приобретение первой партии из 65 автобусов за 550 млн рублей.
Представленный мэрией план был отвергнут Текслером, причем объем замечаний к документу оказался в два раза больше, чем сами предложения подчиненных Владимира Елистратова.
«Получил на стол документ, в котором нет ни актуальных данных о состоянии системы общественного транспорта, ни анализа причин, как мы пришли к такой критической ситуации, ни четких планов. Выделять 7 млрд рублей под такой размытый проект — это очень сомнительная история», — отметил Алексей Текслер в своем Instagram и поручил в кратчайшие сроки переделать документ.
Каких-либо сведений о том, что мэрией Челябинска подготовлена новая версия плана по развитию общественного транспорта города, в открытых источниках нет.
5 июня инвалид-колясочник Николай Ольховский выпустил гневное видеообращение к главе Челябинска, в котором отчаянно и в грубой форме рассказал о невозможности пользоваться общественным транспортом.
«Елистратов, я ненавижу тебя. Я ненавижу тебя и твоих прихвостней за то, что вы уже пять лет дербаните город. За то, во что вы превратили челябинский транспорт, и за то, во что вы превратили мою жизнь в Челябинске, — сказал на видеокамеру Ольховский. — Депутаты городской думы, я ненавижу вас за то, что вы угробили транспорт, своими решениями вы довели ситуацию до того, что в городе практически не осталось нормальных, человеческих автобусов, троллейбусов и трамваев».
На днях начальник управления транспорта мэрии Максим Кичеев заявил, что в городе появятся сразу 500 новых автобусов.
Но сделал это так неуклюже, что спустя два дня ему пришлось уточнять, что город купит лишь 65, остальное — это более долгосрочные планы частных перевозчиков по замене автобусов малой вместительности на автобусы средней вместительности.
В июне глава Челябинской области Алексей Текслер выделил администрации областного центра более 700 млн рублей на покупку 65 новых низкопольных автобусов большого класса для нужд общественного транспорта города. Хотя в первоначальных планах мэрии, напомним, говорилось о 550 млн рублей.
И буквально на днях власти области даже предложили жителям Челябинска самим выбрать цвет новых автобусов и запустили специальный сайт по этому поводу.
Однако 7 июня Федеральная налоговая служба в лице управления по Курчатовскому району Челябинска подала в Арбитражный суд Челябинской области заявление о признании банкротом муниципального ООО «Общественный городской транспорт», отвечающего за работу автобусной части муниципального общественного транспорта. Сумма задолженности ООО перед налоговиками — более 19,6 млн рублей.
Кроме того, руководство ООО «Общественный городской транспорт» во главе с директором, депутатом городской думы Челябинска Дмитрием Холодом — под двумя уголовными делами. Первое — по ч. 4 ст.159 УК РФ «Мошенничество» — по фактам хищения путем обмана денежных средств у ООО на сумму свыше 6 млн рублей. Второе — по ч. 1 ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» в отношении теперь уже бывшего заместителя директора ООО «ОГТ» Рустама Тимуршина, который одновременно являлся директором ООО «Первая гильдия+» и «химичил» по части аренды муниципальным предприятием автобусов у своей частной компании.
Теперь давайте сопоставим.
Четкой концепции развития общественного транспорта у властей Челябинска нет. Во всяком случае Алексею Текслеру она не представлена. Есть лишь желание получить на какие-то мутные цели 7,2 млрд рублей.
Муниципальное автобусное ООО попало под иск о банкротстве, а его руководство — под два уголовных дела. Начальник управления транспорта мэрии не может с первого раза внятно пояснить, где 65 автобусов, а где 500.
При этом решение о выделении 700 с лишним миллионов на покупку автобусов областными властями принято, и жителям Челябинска предлагают даже выбрать цвет.
И вот какие вопросы возникают. С ответами...
Есть ли риск, что купленные на областные деньги автобусы, оказываясь в распоряжении предбанкротного ООО «Общественный городской транспорт», в итоге попадут в конкурсную массу со всеми вытекающими? Есть, если ООО все-таки будет обанкрочено. И тогда что будет с этими автобусами?
Есть ли риск, что руководство муниципального ООО, скажем так, будет неэффективно использовать новые автобусы? Есть. Мотивы могут быть разные. Два уголовных дела - яркое тому подтверждение.
Помогут ли эти автобусы, как и те, что будут дополнительно куплены позднее, муниципальному общественному транспорту? Помогут. Но в очень ограниченном смысле. Ведь концепции развития городского транспорта в целом так и нет (кстати, почему? Это ведь прямое невыполнение распоряжения губернатора).
Иными словами — целесообразно ли давать областные деньги нынешней мэрии, ее управлению транспорта и подконтрольным структурам? Вряд ли. Более того, это просто рискованно. И это мы еще не затрагивали электротранспорт — там своих проблем не меньше.
Почему же тогда эти деньги все же были выделены? Потому, что жители и их потребности в виде работающих на линии автобусов важнее. И потом — похоже, что замены нынешним управленцам в мэрии пока просто не найдены.
Как только найдутся люди — будут и совсем другие разговоры. И дела. Не уголовные. Это, кстати, касается не только транспорта. Ну, во всяком случае, хочется в это верить...
Фото: Instagram Алексей Текслер, Андрей Ткаченко