РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 14 марта 2022 в 13:01
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Уйти, чтобы остаться: на кого Пумпянский покинул ТМК, а Мазепин — "Уралкалий"

© Алексей Колчин
Председатель совета директоров ТМК Дмитрий Пумпянский и его сын Александр, член совета директоров, покинули совет директоров компании. Дмитрий Пумпянский также вышел из бенефициаров организации. Одновременно Пумпянский-старший покинул должность президента АО «Группа Синара», вышел из бенефициаров группы и из состава совета директоров этой компании, ПАО «Банк Синара» и АО «СТМ». О том, что это значит для сотрудников всей группы компаний, – в материале ЕАН.
Выход из всех активов и сложение с себя обязанностей публичных лидеров компании – ответная реакция на санкции, которые были наложены странами Запада лично на Дмитрия Пумпянского и некоторых российских бизнесменов 9 марта. Что примечательно – в список Евросоюза попали не привычные всем тимченко-костины, то есть не олигархи, который получили свои активы в 90-е или входят в условный кооператив "Озеро", а владельцы и топ-менеджеры больших производственных компаний.
По мнению представителей ЕС, эти олигархи и главы компаний являются членами «ближайшего окружения президента Путина», «поддерживают или осуществляют действия или политику, которые подрывают или угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины, а также стабильности и безопасности на Украине». Показателем такой близости для Евросоюза стало присутствие этих людей на встрече с президентом России Владимиром Путиным 24 февраля, то есть в день начала специальной операции на Украине.
Даже обычные россияне понимают условность такой связи Путина с этими персонами и тем больше тревожатся за свои рабочие места. Потому что раньше казалось, что санкции — это для тех, кто любит Милан или, на худой конец, McDonald`s. Но теперь все может быть серьезнее: могут встать российские заводы.
Что означают личные санкции для того же Пумпянского? Формально все звучит просто: подсанкционным лицам запрещены поездки в ЕС, их активы на территории стран Евросоюза замораживаются, европейским компаниям запрещено оказывать услуги, вступать в хозяйственные сделки и предоставлять экономические ресурсы (в том числе займы и кредиты) подсанкционным лицам. Для наших компаний, которые не торговали со Старым Светом, но имели там активы, именно запрет на деловые отношения с партнерами в ЕС может стать настоящей проблемой.
В ТМК есть подразделение "ТМК-Европа", в которое входят два завода в Румынии и несколько сбытовых структур. Их потребители - в первую очередь известные автомобильные компании, например, Mercedes, Renault, Alfa Romeo, Ferrari, Volkswagen, а также предприятия, которые производят тяжелую технику и грузоподъемные механизмы, нефтегазовые и энергококомпании. Это премиальное производство – например, в Слатине ТМК делает термически обработанные бесшовные трубы. Предприятие экспортирует почти 85% своей продукции более чем в 50 стран мира. Трубопрокатный агрегат CPE (Cross Piercing Elongator) мощностью 100 тыс. тонн труб был смонтирован в 2007 году в рекордные сроки. Как отмечалось год назад в релизе по поводу выпуска на заводе миллионной тонны продукции, ТМК вложила в модернизацию предприятия более 40 млн евро.
И, хотя на долю европейских компаний приходилось примерно 10% от доходов ТМК, а главный рынок сбыта для компании - все же Россия и Казахстан, после начала спецоперации на Украине появился риск, что потребители откажутся от продукции всех «условно русских» предприятий. В том числе и ни в чем не повинных румынских.
Отчасти поэтому Пумпянские и предпочли выйти из бизнеса, по крайней мере, формально. Опасения возникали и по поводу аффилированности с "Синарой". Тут потери могли оказаться болезненнее – ведь компания по лицензии немецкой Siemens на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме производит «Ласточку» – первый российский скоростной электропоезд. При этом завод — это совместное предприятие, где европейской компании принадлежит половина. Личные санкции на Пумпянского - еще один предлог для немцев уйти из страны, отозвав лицензию. По сути, производство остановится. Так что выход Пумпянского из бизнеса – это спасение производства и рабочих мест.
Как отмечают аналитики «Финам», личные санкции на лиц второго эшелона, владельцев российских компаний означают, что принято решение оказывать давление на бизнес персонально. «Это привело к массовому выходу подсанкционных персоналий из управления бизнесом с целью уберечь компании от разрушения и применения санкций уже непосредственно к бизнесу. Несмотря на то, что владельцы, попавшие под санкции, покидают свои компании, бизнес уже начал испытывать трудности с продажами и поставками продукции в адрес зарубежных потребителей», – говорят в «Финаме».
Отметим, что выход Дмитрия и Александра Пумпянских из бизнеса – действительно больше формальность. ПАО "ТМК" как управляющая компания для всей группы компаний ТМК контролируется кипрским офшором TMK STEEL HOLDING LIMITED.
Открытым лишь остается вопрос – как и кто будет управлять винодельней и виноградниками Пумпянских во французской провинции Лангедок, которые семья приобрела в 2008 году, ведь даже простой въезд в Европу отцу и сыну теперь запрещен.
Вообще наличие громких имен в составе акционеров для предприятий в нынешнее время – скорее проблема. Например, Лондонская биржа приостановила торги акциями компании Evraz (владеет Нижнетагильским металлургическим комбинатом и Качканарским ГОК). На Романа Абрамовича, владельца 28,64% акций Evraz, Великобритания наложила новые санкции. Позже металлурги даже выпустили заявление о том, что санкции в отношении Абрамовича не должны распространяться на компанию, так как его доля не является контрольной.
Чтобы окончательно дистанцироваться от материнской компании и связей с подсанкционным олигархом, все директора уральских предприятий покинули совет директоров горно-металлургической компании Evraz. Напомним, на Урале металлурги владеют Нижнетагильским металлургическим комбинатом и Качканарским ГОК.
Аналогичным образом поступили акционер «Еврохима» Андрей Мельниченко и гендиректор «Фосагро» Андрей Гурьев, также попавшие в черный список Евросоюза. Они надеются, что на активы не будут распространяться ограничения, наложенные на бизнесменов.
Имя покупателя "Уралхима" пока не называется. Продажей 52% акций Мазепин, который 9 марта попал в санкционный список Евросоюза, решил обезопасить бизнес, основная продукция которого – азотные и фосфорные удобрения. В 2020 году доля экспорта «Уралкалия» составила 80%. Основные рынки — Бразилия, Индия, Китай, Юго-Восточная Азия, США и страны Европы. Четвертого марта Минпромторг уже рекомендовал российским химическим компаниям временно приостановить экспорт продукции до возобновления перевозчиками ритмичной работы и предоставления гарантий экспортных поставок российских удобрений в полном объеме.
ЕАН будет следить за развитием событий.
almaceramica