Двенадцатого августа министр просвещения РФ Сергей Кравцов в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что все школы страны готовы к новому учебному году. Однако число вакансий преподавателей в Свердловской области на сайтах-агрегаторах и в социальных сетях с конца июля только росло. Корреспондент ЕАН попытался разобраться, действительно ли в учебных заведениях существует нехватка учителей, и для этого побеседовал с преподавателями.
Все идет по плану
Сергей Кравцов заявил журналистам: все идет по плану, российские школы «в целом полностью укомплектованы». В ответ блогер и бывший преподаватель русского языка и литературы Павел Астапов в своем telegram-канале привел ироничный комментарий педагога, назвавшего текущее состояние образовательных учреждений «дефицитищем», и поделился ситуацией с кадрами в Тульской области. По словам Астапова, ни о какой полной комплектации местных школ говорить нельзя, поскольку на сайте по поиску работы зарегистрировано 326 активных предложений на один регион.
А что Урал? Если обратиться к количеству открытых вакансий по запросу «учитель» на платформе hh.ru, получится, что с 29 июля их количество только возросло. С 352 предложений в конце июля до 456 заявок по состоянию на 16 августа. Но важно отметить, что сервис вместе с учителями выдавал и вакансии методистов, воспитателей детских садов и репетиторов.
Чаще всего на сайте фигурировали вакансии учителя начальных классов, иностранных языков (особенно английского), математики, русского языка и литературы. Опрошенные ЕАН преподаватели по-разному комментировали отсутствие специалистов в отдельных предметных областях. Один собеседник указал на нехватку преподавателей географии. Завуч другого учреждения заявила, что больше всего у них не хватает преподавателей английского, физики, химии, биологии и ОБЖ. Зато специалистов по математике, русскому и литературе, истории и обществознанию обычно достаточно.
Отдельно специалист остановилась на преподавателях младшей школы. По ее словам, именно в этой области ситуация наиболее критическая.
«Потребность в преподавателях может расти в связи с открытием новых школ, увеличением числа классов, стремлением снизить нагрузку на действующий учителей. Задача по пополнению кадров планомерно решается: в 2019/2020 учебном году в свердловских школах насчитывалось 35 375 учителей, в 2020-2021 – 35 983, в 2021/2022 – 36 255. По данным на 12 августа, выраженного дефицита преподавателей в конкретных территориях не зафиксировано», - сообщили в ведомстве.
Летняя текучка и уход молодых специалистов
Другой интересовавший ЕАН вопрос – отметились ли нынешние весна-лето повышенным числом увольнений. Здесь большинство учителей пояснили, что уход преподавателей из школ «пачками» в период летних каникул – обычная практика. Отток специалистов во внеучебное время позволяет избежать проблем с учебным процессом. Соответственно, поиск сотрудников для замещения освободившихся мест также приходится в основном на лето.
Если же специалист уходит из школы посреди учебного года, чаще всего подменять его некому, уроки просто снимают. Причина или в нехватке кадров, или в распылении специалистов по корпусам одного учреждения. Под нехваткой здесь понимается именно невозможность быстрой замены заболевшего/уволившегося педагога. В школе может быть несколько учителей физики, но это не гарантирует, что выбывшего специалиста кто-то обязательно сможет подменить из-за высокой нагрузки. Особенно актуально это для сельских учебных заведений.
«Если учитель выбывает на неделю-две, уроки выпадают. Уже недополучение знаний у ребят идет, если кто-то не подсуетится и не поставит эти уроки в конце года или на неделе. Этим определяется дефицит кадров», - рассказала завуч.
Еще одна проблема - увольнение молодых специалистов. Завуч екатеринбургской школы рассказала, что, как правило, бывшие выпускники вузов работают учителями около четырех лет. Это тот срок, который молодым преподавателям требуется отработать, чтобы получить подъемные деньги. А дальше они уходят или в средние специальные учебные заведения, или в репетиторы. Дошло до того, что некоторые организации начали брать на неполную ставку студентов педагогических вузов со второго и третьего курсов бакалавриата.
Вместе с тем в Министерстве образования и молодежной политики Свердловской области успокаивают: «В регионе ежегодно увеличивается прием абитуриентов в педагогические вузы, так что без специалистов не останемся». Согласно данным ведомства, на начало 2021/2022 учебного года число студентов УрГПУ и РГППУ составило 3970 и 2258 человек соответственно, и еще около 4000 суммарно обучались в педколледжах.
Для сельских школ работает программа «Земский учитель». По квотам в Свердловскую область в 2020 году приехали 45 человек, а в 2021 — 48. В 2023 году планируют привлечь только 38 педагогов, но к 2024 выйти на значение в 95 преподавателей. Размер единовременных выплат по другой программе составляет от 35 тыс. в городах до 50 тыс. в селах при трудоустройстве в школы в год окончания обучения в вузе.
Почему учителя уходят из школ
В разговоре с корреспондентом ЕАН преподаватели поделились своими мыслями, почему специалисты уходят из школ. Среди причин называли ограниченные карьерные возможности. Одна молодая педагог сообщила, что не планирует оставаться в учебном заведении надолго, если не сможет продвинуться выше по карьерной лестнице.
Другой учитель пожаловался, что, несмотря на внедрение новых технологий в образовательный процесс, коммуникация между начальством и сотрудниками остается «устаревшей», консервативной. По мнению другой собеседницы, имидж учителя неправильно преподносится обществу. Преподаватели отметили и избыток бумажной работы, некоторые указывали на выгорание и сильный стресс.
«Люди убегают, потому что это тяжело морально. Это тяжелый стресс: каждый день приходить туда, где очень много детей, которые тебя постоянно оценивают, смотрят. А тебе приходится разрешать ситуации, с которыми ты иначе в жизни бы не столкнулся. Как дети вообще могли сделать такое? И все вешают на тебя — родители, администрация, дети. Не из-за маленькой зарплаты уходят, из-за рисков», - поделилась преподаватель.
Наконец, несколько учителей пожаловались и на большую нагрузку. Педагоги вынуждены брать на себя по 38-42 часа работы при норме в 26. Часто один преподаватель может вести уроки с 5 по 11 класс, преподавать профильные, базовые предметы и дополнительные курсы. В той же младшей школе учителя порой берут классное руководство в двух классах одновременно.
Однако практически никто из преподавателей не подтвердил предположения, что в некоторых учебных заведениях учителям приходится вести непрофильные предметы. Например, чтобы преподаватель истории вел русский язык. Чаще всего совмещение выглядит иначе: например, специалисты по русскому языку и литературе ведут проектную деятельность, а учитель ОБЖ — физкультуру.
«Согласно лицензионным требованиям к организации образовательного процесса, педагог может преподавать только те предметы, которые соответствуют его квалификации или пройденной им программе профессиональной переподготовки», - уточнили в Министерстве образования и молодежной политики региона.
Павел Федоровский