25 августа в Министерстве образования и молодежной политики Свердловской области сообщили, что с 1 сентября бюрократическая нагрузка на учителей существенно снизится. Это связано со вступлением в силу Приказа Минпросвещения РФ «Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ». ЕАН спросил у уральских педагогов, что они об этом думают.
Документарная нагрузка
Согласно новости на официальном сайте Минпросвещения, перечень документов, которые останутся под ответственностью педагогов, сократится до рабочей программы предмета, курса или учебного модуля и журнала учета успеваемости. Для большего удобства примерную рабочую программу преподаватели смогут получить в ведомстве. В этом случае необходимость составлять ее с нуля отпадает.
Такая практика существовала и до законодательного новшества. Но не все учителя знали об этой возможности.
Отдельно авторы новости на сайте Минпросвещения останавливаются на классных руководителях и педагогах, ведущих внеурочные занятия. Согласно информации ведомства, помимо рабочей программы, классные руководители по-прежнему будут вести только планы воспитательной работы и составлять характеристики на учащихся, если получат такой запрос.
Но, со слов самих учителей, этим бумажная волокита для классных руководителей не ограничивается. Не считая общих для всех преподавателей отчетов по оценкам, классные руководители работали с журналами классных часов и внеурочной деятельности, составляли характеристики на каждого ребенка и отвечали за еще целый ряд дополнительных бумаг.
«Это характеристики на каждого ребенка: когда ему 18 лет исполняется — характеристика в армию, заполнение личных карточек и дел; если они на подвозе в школе, потом на питание, потом ОВЗ (ограниченные возможности здоровья — прим. ЕАН), если в классах есть, потом если малоимущая семья, если у них есть другие льготы — тоже бумаги нужны. Далее просто списки класса сдавать каждый месяц, есть ли выбывшие за период. В личном деле тоже ежемесячно или еженедельно выставляются оценки. Плюс ко всему этому список тех, кто болел, и термометрию: дети должны были расписываться, что они измерили температуру. Еще бумаги в случае поездок», - поделился один из педагогов.
Преподаватели секций, согласно Приказу, продолжат заполнять только журнал внеурочной деятельности. Судя же по ответам четырех преподавателей, учителям, ведущим дополнительные курсы, никаких бумаг дополнительно сдавать было до сих пор не нужно.
Предметникам, напротив, требовалось составлять полную рабочую программу с календарным планом, «с ФОСами и ФГОСами». Не стоит забывать и о технических картах и конспектах урока, особенно актуальных для молодых специалистов.
Бумажная волокита или электронная?
В ходе обсуждений законопроекта от 15 июля речь шла об отмене бумажных версий документов. В этой связи не совсем ясным оставалась приписка в сообщении Минпросвещения о разрешении школам применять электронный документооборот.
Почему отмена бумажного документооборота это важно? До сих пор учителя были вынуждены вести неэффективную двойную работу с бумагами, заполняя как электронные, так и бумажные версии одних и тех же документов. Теперь, судя по всему, школам решили оставить только электронную версию. Но с уверенностью об этом говорить нельзя: в сообщении министерства указано, что учебным заведениям «можно использовать», но не говорится о том, что все школы в обязательном порядке перестанут вести двойную работу с бумагами.
Практически все собеседники ЕАН указали на наличие двойного документооборота по состоянию на сегодня. Чаще всего речь шла о «частичном переходе» на электронные носители. Не во всех школах до сих пор упразднены бумажные журналы.
«Переход осуществлен частично. Личные дела учащихся все равно ведутся на бумажных носителях. Я несколько лет назад, в 2019 году, познакомилась с преподавателями из Подмосковья, у них уже был электронный документооборот, но там нужно было классному руководителю заполнять тоже очень много всего, то есть, с одной стороны, вроде и упрощает жизнь, а с другой — появляется много дополнительной нагрузки», - рассказала учитель.
«Раздражают ссылки бесконечные, отвлекают от работы с детьми: заполните вот здесь, ответьте на эти 568 вопросов по такой-то теме. Постоянно присылают какие-то анкеты... Выходит квота на школу: допустим, 60 учителей должны зарегистрироваться по такой-то ссылке и где-то обязательно числиться, например, в Российской электронной школе, задания которой мне не очень-то нравятся. Но вышла разнарядка: все учителя школы должны быть там зарегистрированы. Мы регистрируемся, делаем скриншоты, доказываем тем самым, что регистрация пройдена. И сделать надо это срочно, в течение рабочего дня», - рассказала педагог.
Для того, чтобы отчитаться о регистрации, с преподавателей просят скриншоты о ее прохождении. Специалист пожаловалась, что часто такие требования от администрации спускаются в тот же день, когда отчетность по регистрации уже необходимо сдавать. На это приходится тратить время перемены. «Когда мы это можем сделать? На переменке. А на перемене я или кормлю класс, или я должна настроиться на урок, или технику готовлю к занятию. Это все, конечно, очень сильно отвлекает. Сижу на работе до ночи», - пожаловалась учитель.
Настроения по поводу снижения бюрократической нагрузки разделились. Большинство собеседников не стало давать оценку перспективам Приказа, обращая внимание на работу со множеством «бесполезных» бумаг и ресурсов. А один из педагогов вовсе отнесся к изменениям скептически.
«Нам сказал человек из управления образованием: "Директора, имейте в виду, что президент издал такой указ, пожалуйста, примите это к сведению и постарайтесь отказаться от бумажной волокиты, которая не совсем обязательная". Какова вероятность того, что эта нагрузка снизится? Не знаю, 50 на 50… Возможно, нас освободят писать какие-то характеристики. Все остальное – без этого никак. Кто за нас эту работу сделает?» - прокомментировала преобразования преподаватель.
Напомним, впервые информация о снижении документарной нагрузки на учителей появилась в июле 2022 года. Тогда вышел президентский указ, обязывающий Министерство просвещения РФ разработать перечень обязательных документов для работы учителей в рамках основных общеобразовательных программ.
Павел Федоровский