Летом 2023 года автомобильный рынок России переживает, наверное, самый бурный рост в своей истории. Тут триллионные обороты, неведомые миру тачки, среди новых машин – явное китайское доминирование, на вторичном рынке — безумный рост цен. И это все на фоне введенного утильсбора и японского запрета продавать нам самые востребованные модели их рынка.
Особая ситуация – финансовая: разгоняющаяся инфляция, падение рубля, рост кредитования и подпитка рынка деньгами военных. На этом фоне мы попытаемся разобраться в том, какие же машины сегодня покупают и продают на Урале.
Челябинск верит в Китай
Если говорить о новых машинах, то в Челябинске безраздельно царствуют китайские. По данным платформы «Авито Авто», в Челябинской области спрос на новые авто из Поднебесной год к году увеличился более чем в три раза. Самыми востребованными китайскими моделями на рынке новых автомобилей по итогам мая 2023 года стали Geely Coolray, FAW Bestune T77 и JAC J7.
Отметим, что это общероссийские тренды – в целом по России в мае 2023 года спрос на новые китайские авто вырос более чем в четыре раза (на 311,6%).
А вот Свердловская область из общей моды выбивается. В регионе спрос на новые авто из КНР год к году увеличился «только» на 80,2%, средняя цена новых китайских авто – 2,9 млн рублей. По данным «Авито Авто», самой востребованной моделью на рынке новых автомобилей в Свердловской области по итогам мая 2023 года стала Kaiyi E5. На втором месте — OMODA C5. Третью строчку рейтинга занимает Chery Tiggo 7 Pro.
И от такого дисбаланса видны отличия и в следующем сегменте рынка, на условно вторичном, где продаются машины в возрасте трех лет. В Свердловской области продажи трехлеток в апреле - июне выросли на 44,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Самыми востребованными моделями в сегменте стали LADA Granta, LADA Vesta, Toyota Camry, Hyundai Tucson и Toyota RAV4. Самыми продаваемыми брендами трехлеток в апреле - июне стали, в порядке убывания доли продаж, ВАЗ (LADA), Hyundai, Kia, Toyota и Volkswagen.
В Челябинской области рынок трехлеток вообще другой. Мало того что он показывает куда более скромную динамику – рост всего на треть по сравнению с прошлым годом, так и лидируют там еще совершенно отличные от Екатеринбурга иномарки. Самыми востребованными моделями в сегменте, кроме LADA Granta и Vesta, стали модели Kia: Sportage, Rio и Volkswagen Polo.
На долю трехлеток пришлось 11,1% от общих продаж авто с пробегом в России во II квартале. Годом ранее показатель составлял 9,2%.
«Трехлетние автомобили становятся альтернативой новым из салона для многих покупателей. Этому способствует не только более низкая цена в сравнении с новым авто, но и другие факторы. Так, зачастую трехлетки имеют небольшой пробег и, как правило, обладают современными техническими характеристиками. Сейчас рынок достаточно насыщен автомобилями в возрасте до 3-х лет, в том числе за счет ввоза авто с пробегом из-за рубежа», — отмечает Кирилл Вотяков, управляющий директор "Авито Авто".
Кто покупает эти самые новые китайские и трехлетние машины? Судя по всему, как и обычно в любое время – молодые мужчины, для которых новая машина — показатель статуса и успеха.
Цены на новые машины бьют рекорды. Так, самая популярная OMODA C5 стоит 2,5 - 3 млн рублей. Столько же - новый «Москвич». За эти деньги в 2023 году мы получаем вполне средний кроссовер, современный, но без излишеств. Да что там, базовая комплектация Lada Vesta NG cтоит в салонах 1,5 млн рублей.
Примерно за 4 млн можно купить более или менее свежую корейскую машину, тут уже открываются и залежи параллельного импорта. Если есть 6-7 млн рублей, можно смотреть на свежих европейцев или корейцев.
Вторичный рынок бьет рекорды
Цены на вторичном рынке подтягиваются к ценам на новые машины, и на вторичном рынке двух городов тоже творится откровенная вакханалия.
«Ежемесячно цены возрастают на 10%, к июлю стоимость авто увеличилась в 1,5 раза. Предполагаю, что за август цены на легковые автомобили поднимутся еще на 20-50%», – говорит челябинский автоподборщик Ярослав Зайчиков.
У роста цен есть несколько причин. Во-первых, банальный дефицит нормальных автомобилей, которые приходят с первичного рынка.
Купленные в конце 2021 года новые иномарки мало кто продает – нормальной альтернативы им на первичном рынке нет.
Во-вторых, повышение утильсбора с 1 августа. Это одноразовый платеж, который берется с импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Для легковых автомобилей он увеличится в 1,7–3,7 раза.
Сотрудник екатеринбургской компании «Автоэксперт» Дмитрий Сарычев добавляет, что, скорее всего, цены повысят владельцы даже тех автомобилей, которые не нуждаются в оплате утильсбора: если какие-то машины станут дороже, то и остальной рынок подтянется. По мнению специалистов, снижаться цены в ближайшее время не будут.
Также сохраняется сложная ситуация с автомобильными деталями, огромное количество комплектующих поступает с "серого" рынка либо из Китая.
Спрос на запчасти настолько велик, что их начали кустарно производить в Казахстане, а потом контрабандой привозить в Россию.
«Средняя цена запроса на автомобиль в Екатеринбурге сейчас – около 2 млн рублей. Люди предпочитают кроссоверы с полным приводом», – уточняет Дмитрий.
С ценами - полная неразбериха. Люди, которые пытаются купить машину, не понимают, какая цена нормальна, за миллион теперь — средняя машина и не самая новая.: «Покупатели не могут привыкнуть к тому, что цена, которая была верхней по рынку, стала нижней. И их ожидания постоянно не оправдываются».
И если рынок новых машин и Екатеринбурга, и Челябинска показывает рост в основном на эффекте низкой базы (летом прошлого года мало кто менял машины), то вот рост на вторичном рынке просто фантастический. По данным агентства «Автостат», в России в целом за семь месяцев 2023 года реализовано 2,5 млн автомобилей с пробегом против порядка 300 тыс. новых.
При этом нормальных машин для покупки на вторичном рынке гораздо меньше, чем на первичном. Любые варианты просто улетают, продажи на вторичке растут невиданными темпами. Самые популярные для перепродажи – Ford Focus российской сборки: он перепродается в количестве более 10 тыс. штук в месяц. За ним идет Hyundai Solaris. Также спросом пользуются ВАЗ-2114, KIA Rio, Toyota с моделями Corolla и Camry и все модели LADA.
«Несмотря на введение санкций, на вторичке люди все равно стараются купить японскую машину. До нас дошла и еще одна мода – спросом пользуется любой подержанный автомобиль из Америки. Китайскому автопрому средний класс пока еще не доверяет и опасается покупать подержаннне из КНР», – говорит Сарычев.
На покупку новых машин в первом полугодии 2023 года россияне потратили 1,08 трлн рублей, это на 28% выше показателей прошлого года., на покупку подержанных – 2,6 трлн, это на 44% больше, чем год назад. Безумными цифрами выросло и кредитование: по данным НБКИ, в Челябинском области, например, более чем на 84%. О чем говорят эти цифры?
Что на вторичный рынок поступают средства, и причем очень активно, оборот машин тоже идет очень активно. Их источник – это по большей части зарплаты мобилизованных.
«Именно их больше всего к нам обращается, многие прямо с фронта просят подобрать машину по фото, во время отпусков смотрят автомобиль лично. Много раненых, тех, кто получил выплаты, тоже просят подобрать машину.
Было несколько парней – они пришли тратить премии, полученные за успешно выполненный оборонзаказ. Ну, как правило, у всех есть первоначальный взнос, а потом необходимая сумма добирается кредитом», – рассказывает на правах анонимности автоподборщик из Челябинска. Только в июле он подобрал 34 машины, а с начала года – более 200.
Таким образом, именно авторынок, который еще год назад казался самым пострадавшим, теперь выглядит самым активно развивающимся. И локомотив тут – «военные деньги», которые мужчины активно тратят на машины.
Юлия Литвиненко