Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» представил очередной, 17-й по счету, рейтинг политической устойчивости глав российских регионов «Госсовет 2.0». Исследование выходит за месяц до единого дня голосования и отчасти посвящено взаимосвязи избирательных кампаний в регионах и крепости положения губернаторов и исполняющих их обязанности.
В «Минченко консалтинг» подчеркивают, что количество избирательных кампаний по выборам (как прямым, так и непрямым) в нынешнем году сопоставимо с предыдущим политическим циклом. Всего в 21 российском регионе пройдут прямые губернаторские выборы, еще в 4 субъектах федерации глав назначат через голосование в региональном парламенте.
Помимо губернаторских выборов в 13 регионах пройдут выборы в законодательные собрания, а в 21 региональной столице будут избирать новый состав городских дум. Кроме того, в Абакане (Хакасия) и Анадыре (Чукотка) пройдут прямые выборы мэра.
На выборы глав субъектов РФ в 2024 году сразу 9 кандидатов пойдут в статусе временно исполняющих обязанности. Это рекордный показатель с 2020 года.
Исследователи отмечают ряд политических сюжетов, которые контекстно задают предвыборный фон на предстоящем в сентябре едином дне голосования (ЕДГ).
1. Рекордная вертикальная мобильность губернаторов как мощный стимул для региональных глав.
Сразу пять глав регионов в этом году получили федеральные должности в рамках перестановок в правительстве РФ и президентской администрации.
«Это беспрецедентный случай, указывающий на стремление Кремля инкорпорировать в федеральные структуры людей с опытом работы «на земле», – отмечают в «Минченко консалтинге».
2. Стабилизация кадровой политики Кремля в отношении региональной исполнительной власти.
Несмотря на то, что в этом году сразу в 9 регионах сменились их руководители, можно говорить о стабилизации реновационной кадровой политики внутриполитического блока администрации президента (АП), проводимой с 2017 года, считают авторы рейтинга. Последняя массовая ротация глав регионов прошла в 2019 году, когда сменились губернаторы в 16 регионах. После этого число замен стало снижаться.
3. Изменение состава Госсовета как ключевой координационной площадки региональной исполнительной власти.
Секретарем Госсовета был назначен экс-губернатор Тульской области Алексей Дюмин, а число комиссий расширилось с 18 до 21, что связано с появлением новых национальных проектов. Все это «актуализирует значимость Госсовета как площадки координации региональных усилий по реализации федеральных программ развития», подчеркивается в исследовании.
4. Сохранение высокой активности силовых ведомств в регионах.
Этот фактор, напрямую влияющий на политическую устойчивость губернаторов, уже фиксировался исследователями раньше, в предыдущем докладе. С тех пор громкие задержания членов региональных правительств и приближенных глав регионов произошли в Алтайском и Краснодарском краях, Ивановской, Орловской, Свердловской, Тюменской областях, Республиках Башкортостан и Ингушетии.
Таким образом, тренд носит долгосрочный характер и может влиять как минимум на кадровую политику глав регионов, считают в «Минченко консалтинге».
5. Продолжение процесса встраивания муниципального самоуправления во внутрирегиональную вертикаль.
Данный тренд уже фиксировался авторами в предыдущем рейтинге устойчивости, и он существенно усилился в последние месяцы. Происходит масштабная ротация глав муниципалитетов как столичного уровня, так и руководителей иных крупных городов. Всего с начала 2024 года сменились мэры, по меньшей мере, в 21 крупном российском городе.
«В этом контексте замены мэров являются не только общефедеральной стратегией Кремля по реконфигурации МСУ в рамках концепции единой системы публичной власти, но и способом перезапустить городскую политику накануне избирательного цикла», – отмечают авторы исследования.
Описывая избирательные кампании по выборам глав регионов, в «Минченко консалтинге» отмечают, что в подавляющем большинстве они носят референдумный характер.
«Среди ярких оппонентов кандидатов власти можно отметить, пожалуй, лишь Розу Чемерис в Хабаровском крае («Новые люди»)», – подчеркивают авторы.
Что же до собственно показателей устойчивости, то лидеры рейтинга остались в целом на своих позициях.
Наибольший показатель по методике исследования среди всех глав регионов – у мэра Москвы Сергея Собянина (23 балла). За ним с 22 баллами следуют губернатор Московской области Андрей Воробьев и глава Татарстана Рустам Минниханов. Двадцать один балл у Глеба Никитина (Нижегородская область).
Двадцать баллов набрали Александр Дрозденко (Ленинградская область), Михаил Развожаев (Севастополь), Рамзан Кадыров (Чеченская республика), Михаил Котюков (Красноярский край) и Айсен Николаев (Республика Саха (Якутия)).
Губернаторы Уральского федерального округа в число абсолютных лидеров не входят. Однако большинство из них уверенно чувствует себя в «зеленой» зоне рейтинга, что говорит, по мнению его составителей, о высоком уровне их политической устойчивости.
Так, губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов набрал 19 баллов, губернатор Челябинской области Алексей Текслер и губернатор Тюменской области Александр Моор – 17 баллов, у Вадима Шумкова, возглавляющего Курганскую область, – 16 баллов.
В «желтой» зоне рейтинга, означающей средний уровень политической устойчивости, двое уральских глав: Евгений Куйвашев (Свердловская область) набрал 15 баллов, а у врио губернатора ХМАО-Югры Руслана Кухарука 14 баллов.