В этот раз глава Екатеринбурга Алексей Валерьевич Орлов может расслабиться. Правда, он так и не проехался на автобусе или трамвае «с Гринвича». Хотя спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко снова подчеркнула важность и значимость вопроса с общественным транспортом в уральской столице.
Кстати, сказала она об этом в ответ на реплику сенатора РФ от законодательной власти Свердловской области, предшественника Орлова на посту екатеринбургского градоначальника Александра Высокинского. Он при обсуждении постановления Верхней палаты парламента по итогам Дней Свердловской области процитировал одного из своих учителей (тоже бывшего мэра Екатеринбурга, к слову) Аркадия Чернецкого: «От «вот тебе» до «на тебе» — большая разница». Матвиенко в ответ похвалила Высокинского, но подчеркнула, что его задача, как сенатора от региона, совместно с исполнительной властью эту разницу сокращать.
«С себя я ответственности не снимаю. Если будут сложности с сокращением разницы — приходите, я вас научу!» — заключила спикер Совета Федерации. Кивать активно в ответ начал и сенатор от исполнительной власти Свердловской области Виктор Шептий, а Высокинский добавил: «Будем работать!»
«Мэрский» вопрос, также напрямую связанный с Советом Федерации, был актуален на этой неделе и в другом крупном уральском городе. В сентябре переизбранный губернатор Челябинской области Алексей Текслер отправил своим представителем в Верхнюю палату российского парламента на тот момент главу Челябинска Наталью Котову. Новоизбранная гордума столицы Южного Урала отставку Натальи Петровны с поста градоначальника приняла и объявила конкурс на нового мэра. В четверг, 7 ноября, заявившиеся на состязания кандидаты представляли конкурсной комиссии свои программы развития Челябинска.
Не буду рассказывать о том, что поездка по трассе М5 от Екатеринбурга до Челябинска в период резко переменившейся погоды — то еще приключение. Однако, к чести дорожных служб, трасса эффективно обработана от гололеда. На всех 200 с лишним километрах я видел только одно ДТП.
Приключение — и найти место для парковки в самом Челябинске. Припарковался я в 2 км от челябинской площади Революции (для тех, кто не знает, — именно на площади Революции, 2 расположена мэрия Челябинска) и бежал их пешком.
Кстати, вот тут снова реплика в адрес мэра Екатеринбурга: Алексей Валерьевич, у нас чище и опрятнее! Хотя трамваи в Челябинске — новее (оно и понятно: Усть-Катавский вагоностроительный технику для СВО не производит, а потому на трамваи время есть, в отличие от екатеринбургского «Уралтрансмаша»), а красные троллейбусы от «Синары» уже бегают по улицам (у нас их обещают до конца года).
Добравшись до мэрии Челябинска и почистив испачканные джинсы, поднялся на четвертый этаж, где и происходило собеседование с кандидатами. Абсолютно все - члены комиссии, журналисты, политологи да и сами кандидаты - понимали, что процедура эта формальная. Фаворит мэрской гонки давно известен (ЕАН, кстати, еще 11 сентября, на третий день после губернаторских выборов, назвал его имя). Однако, «как требуют параграфы Устава», определенные процедуры обязательны. Городская дума, как я уже упомянул, объявила конкурс и собрала «большое жюри». В состав конкурсной комиссии вошли четыре представителя гордумы и столько же делегатов от губернатора Алексея Текслера. Возглавил «выборщиков» первый замгубернатора Челябинской области, бывший мэр столицы Южного Урала (правда, возглавлял он не исполнительную, а представительную власть города) Станислав Мошаров.
На конкурс заявилось 29 претендентов. И всех их на предварительном этапе допустили к конкурсу. Потом один из кандидатов — Виктор Легенчук — от участия в конкурсе отказался сам, а еще пятеро не явились на саму очную часть состязания. Среди журналистов и работников аппарата гордумы даже родилась шутка, что не добравшимся до очного конкурса просто срочно нужна была справка об отсутствии судимости. Поясню, по действующим нормам закона, для рядового гражданина данная справка готовится до 10 дней, а вот для выдвинувшегося на выборы в органы муниципальной власти, по некоторым данным, процесс ускоряется до пяти дней.
Итак, 7 ноября претендентов на пост главы Челябинска было 23. Из них комиссия Станислава Мошарова должна была выбрать от двух до пяти. Станислав Иванович решил все-таки немного поинтриговать и на брифинге перед началом собеседования сказал: «Мы смотрели все документы, представленные кандидатами, там описаны их образование и опыт управленческой работы. Есть вполне серьезные кандидаты, набравшие на этом предварительном этапе максимум баллов».
На каждого претендента в «от двух до пяти» было предусмотрено по 20 минут. В это время кандидаты должны были рассказать о себе, о проблемах Челябинска и своем представлении дальнейшего развития мегаполиса. Шли по алфавиту. В результате, по предварительным подсчетам, глава Калининского района Владимир Шамне, подавший документы на конкурс и замыкающий список кандидатов, должен был выступать около 23:00.
Несмотря на интригующее заявление Станислава Мошарова, абсолютно все ждали конкретного кандидата. Он шел тринадцатым.
А первым по алфавиту был Максим Бакулин: «Считаю основной проблемой нашего города сферу ЖКХ». Предложение: учредить в каждом из семи районов Челябинска по уполномоченному за решение проблем ЖКХ.
Исполнительный директор ООО «Аллегро» Ирина Батракова предложила жалобы челябинцев трансформировать в задачи. Советник главного управления Международной общественной организации содействия правоохранительным органам «РОСПО» Артем Боровков отметил, что город развивается и превращается в мегаполис. Главный специалист ООО «Специальная энергия» Юрий Дубовик пообещал, объединившись, построить будущее, которым станем гордиться.
Следующий кандидат в мэры — 27-летний самозанятый Владислав Жеколдин, которого, по его словам, поддержит ЛДПР, предложил сделать парковки платными. Причем апеллировал он как раз ко мне: «Люди приезжают из других городов и даже из других областей и занимают места, которые предназначены для наших горожан». А еще он предложил создать муниципальную полицию и финансировать ее за счет моей платы за парковку.
После него выступал депутат заксобрания, замдиректора птицефабрики Павел Жолобов. Он пообещал создать условия для роста численности населения и обеспечить его (населения) безопасность и удовлетворенность последнего.
Предприниматель Николай Зайцев отметил, что главой города Челябинска должен быть человек, который видит проблемы простых людей. Начальник отдела контрактной службы Челябинского УКС Александр Камаев пообещал навести порядок в вывесках. Заместитель финдиректора ООО «Концерн Митмонд» Анна Карачева подчеркнула осознанность и серьезность своего «похода в мэры». Бывшая сотрудница городской администрации Ксения Кондратова обратила внимание на многозадачность в мэрии. А бывший депутат гордумы Челябинска Владимир Корнев пообещал бороться, чтобы каждый житель города имел равные возможности. Кандидат Клим Кравцов объявил о необходимости вывести на рынок Челябинска федерального застройщика, который бы конкурировал с местными.
Уверен, если сегодня ночью первого вице-губернатора Челябинской области разбудить и спросить в лоб, какова численность населения Челябинска на 1 января 2024 года, Станислав Иванович Мошаров, ни на секунду не задумываясь, ответит - 1 млн 177 тыс. 58 человек. Абсолютно все первые 12 кандидатов называли это число.
В 15:10 началось выступление «кандидата №13». Алексей Лошкин показывал слайды про каждый из 10 пунктов своей программы. Он назвал их «тезисами». «Ноябрьские тезисы Лошкина» были основаны на планах мэрии и представлениях о том, как именно функционирует городское хозяйство, какие полномочия имеет муниципальная власть и где брать деньги на эти городские «хотелки». О численности населения Челябинска на 1 января 2024 года Алексей Лошкин умолчал. Сразу после собеседования мы с челябинскими коллегами поймали врип главы Челябинска в коридоре. К сожалению, медиакоманда Лошкина готовила его к вопросам о его программе, а не о конкурсе. Вот и впечатления о только что пройденном экзамене оказались странными.
«В городе есть проблема с кадрами. И коммерческие предприятия одним днем и простым увеличением заработка переманивают специалистов из муниципального сектора. А мы, к сожалению, в силу норм закона удваивать зарплату не можем», — ответил работающий мэром Лошкин на вопрос, сложно ли было на собеседовании с комиссией.
А конкурс шел своим чередом. Станиславу Ивановичу Мошарову снова и снова рассказывали о численности населения… Директор ООО "Логистический центр «Форвард»" Светлана Мячкова много говорила о международном взаимодействии. Ее коллега из ООО «Транском» Павел Урсаев предложил вынести все инженерные коммуникации города наружу из-под земли. А глава Калининского района Челябинска апеллировал к «Стратегии развития Челябинска до 2035 года», отметил проект строительства университетского кампуса как фактор, который будет удерживать молодежь, а в конце напомнил, что, как и губернатор Текслер, занимался водным поло.
На часах было 19:33. К 20:00 точно знающий численность населения Челябинска на 1 января 2024 года первый вице-губернатор Станислав Мошаров объявил пятерых победителей. Ими стали Павел Жолобов, Светлана Мячкова, Павел Урсаев, Владимир Шамне и «кандидат №13» Алексей Лошкин. Не зря же 22 октября его назначили временно исполняющим полномочия главы Челябинска. Теперь 19 ноября челябинская гордума выберет его главой. Четверо «спойлеров» Лошкина, вероятно, смогут «порешать» с ним свои наболевшие проблемы. Ну а челябинским журналистам стоит привыкнуть задавать мэру правильные вопросы.
А я меж тем поехал назад в более чистый Екатеринбург: на выборах мэра у нас кандидатов меньше, а численность населения на 1 января 2024 года — больше: 1 млн 536 тыс. 183 человека. Правда, парковки в городе у нас уже платные, трамваи — старые, а красные троллейбусы от «Синары» обещают только к концу года. Зато джинсы — чистые. Да и сама Валентина Ивановна Матвиенко научит нашего сенатора и бывшего мэра Александра Высокинского, как высокопрофессиональный лоббизм трансформировать в реальное давление на исполнительную власть. Вот тогда мэр нынешний, наверное, проедет все-таки «с Гринвича» на общественном транспорте.