Мошенники освоили новый способ обмана граждан в России. Об этом говорится в исследовании ВТБ.
Первоначально злоумышленники звонят с неизвестного номера, сообщают о наличии заказного письма, например от налоговой службы, и спрашивают, куда отправить уведомление — на электронную почту или по почте. Если жертва соглашается, мошенники просят назвать проверочный код для оформления заявки.
Вскоре на телефон приходит сообщение от государственных порталов с текстом «Код восстановления доступа» к учетной записи. Большинство людей на этом этапе завершают разговор, подозревая обман. Однако через несколько минут мошенники перезванивают под видом сотрудников тех же порталов. Они убеждают человека, что до этого звонили злоумышленники, и сообщают о взломе учетной записи. Необходимо срочно принять меры для защиты, говорят они, — сообщить код из СМС для восстановления доступа. Под психологическим давлением жертва становится уязвимой и попадает в ловушку.
«В последнее время мы наблюдаем рост числа атак в гибридном формате, когда злоумышленники используют методы социальной инженерии и взламывают аккаунты пользователей. По нашим данным, такие атаки составляют уже 30% от общего числа. Особенно часто такие схемы используются в период уплаты налогов, что делает их еще более опасными. Взлом аккаунта на государственных сервисах может привести к серьезным последствиям: потере личных данных, доступу к банковским приложениям и в конечном итоге к выводу денег со счетов. Чтобы защититься, важно не сообщать коды из СМС и личные данные незнакомцам, использовать определитель номера и сохранять бдительность при получении подозрительных звонков», — отметил старший вице-президент банка ВТБ и руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
В этом году самостоятельно переводили деньги на неизвестные счета, снимали наличные и отдавали их неизвестным людям, а также делились с ними личной информацией около 85% пострадавших. Согласно опросу ВТБ, более 70% россиян установили сервис определителя номера для защиты от телефонных мошенников. Каждый пятый респондент считает, что этот инструмент может защитить от нежелательных звонков.