Финансовые аналитики резко раскритиковали соображение депутата Госдумы Михаила Матвеева: политик заявил, что рубль обрушили мигранты. «Мигранты и их диаспоры в России скупают в наших банках десятки миллиардов долларов ежегодно, искусственно стимулируя спрос на валюту и рост курса», – подчеркнул Матвеев.
Эти соображения не выдерживают никакой критики, говорят профессионалы в области финансов. «Новоявленный думский «экономист» Михаил Матвеев, который вроде как историк, заявил, что в обвале рубля виноваты мигранты.
Так и вижу толпы гастарбайтеров, штурмующих обменники в дни зарплаты. А потом переводящих доллары в Среднюю Азию, хотя возможность операций с безналичными долларами отсутствует уже третий год.
Рубли же можно перевести куда угодно, хоть в родной Матвееву Днепропетровск», – пишет в своем telegram-канале доктор экономических наук, российский публицист, специалист в области государственного управления экономикой Никита Кричевский.
Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин в комментарии для ЕАН замечает, что политики традиционно преувеличивают тему влияния на рубль со стороны россиян, живущих за пределами страны. «Центробанк давно уже не публикует статистику на этот счет. В прежние времена объемы покупки валюты населением не приводили к значительному влиянию на динамику рубля», – говорит он.
На самом деле проблемы у российской валюты начались с лета. «В июне, после остановки торгов долларом и евро на Мосбирже, возникли инфраструктурные проблемы, осложнившие валютные потоки по экспорту и импорту», – называет Потавин первую причину нынешнего ослабления валюты.
Кроме того, на рынке возник дефицит валюты: предложение было меньше спроса. «Послабления правительства российским экспортерам по репатриации валютной выручки снизили общее предложение валюты на внутреннем рынке, и одновременно последние три месяца наблюдалась активизация покупки валюты для погашения валютных кредитов нефинансовых компаний перед банками», – объясняет Потавин сложившийся с лета диспаритет на валютном рынке. Ну и добили курс ноябрьские санкции против «Газпромбанка».
«Этот госбанк был, по сути, единственным мощным каналом для валютных расчетов российского бизнеса в твердой валюте. В совокупности эти факторы и вызвали резкое ослабление курса рубля в конце ноября», – объясняет Потавин. Теперь какое-то время должно уйти на отлаживание новых схем расчетов и каналов поставок. В это время волатильность валютного рынка и курс рубля будут оставаться на повышенных уровнях.