В РНИМУ им. Пирогова нашли способ ослабить устойчивость опухоли мозга к лечению, используя сфокусированный ультразвук и малые интерферирующие РНК. Методика направлена на подавление экспрессии белка, который способствует агрессивному росту опухоли. Об этом сообщила старший научный сотрудник лаборатории синтетических нейротехнологий НИИ трансляционной медицины РНИМУ им. Н.И. Пирогова Татьяна Абакумова.
Глиобластома, наиболее распространенная и агрессивная опухоль мозга, отличается высокой вероятностью рецидива: более 80% случаев. Лишь 5% пациентов переживают пятилетний рубеж, пишет «Газета.ru». У актрисы Анастасии Заворотнюк и певицы Жанны Фриске диагностировали подобные опухоли. Жанна Фриске умерла в 2015 году, а Заворотнюк скончалась в мае 2024 года.
Как отмечает Абакумова, глиобластома — это сложный вызов для медицины. Удалить ее полностью трудно из-за инвазивного роста. После химио- и радиотерапии остаются резистентные клетки, а иммунотерапия не всегда эффективна. Поэтому для успешного лечения необходимо воздействовать на различные мишени, обеспечивающие выживание опухоли.
В ходе исследований был выявлен белок ганкирин, отвечающий за прорастание опухоли в нормальные ткани. Его подавление повышает чувствительность клеток к темозоломиду — препарату для терапии глиом. Однако, как объясняет Абакумова, этого недостаточно. Лекарству необходимо преодолеть гематоэнцефалический барьер — защитный рубеж между кровеносной и нервной системами, препятствующий проникновению многих веществ в мозг. Здесь на помощь приходит сфокусированный ультразвук, который временно открывает этот барьер, позволяя препарату достичь опухоли.
Ученые также применяют малые интерферирующие РНК (миРНК), чтобы снизить экспрессию белка в опухолевых клетках. Благодаря этому они прекращают вырабатывать белок, становясь более уязвимыми для лечения. Для защиты миРНК от деградации используются наночастицы, а сфокусированный ультразвук помогает доставить их через гематоэнцефалический барьер. Абакумова объясняет, что ультразвук воздействует на введенные в кровь микропузырьки, заставляя клетки сосудов открывать путь для препаратов. Это обеспечивает их накопление в терапевтической концентрации и повышает эффективность лечения.