РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 24 декабря 2024 в 14:00

Почему цены бьют рекорды, а машину приходится ждать по 20 минут – итоги года в такси

© ЕАН. Отрасль такси за год потеряла тысячи водителей
Большинство екатеринбуржцев заметили, что в последнее время ситуация на рынке такси все усложняется. Если раньше мы были привычны к тому, что машина приезжает по заказу через 2-5 минут, то сейчас уже никого не удивляет 20-минутное ожидание. А цены устанавливают все новые рекорды, особенно накануне Нового года. Стоимость около 1000 рублей за поездку для многих уже стала привычной реальностью, хотя раньше можно было проехать по городу за условные 300-500 рублей. И подобные процессы запущены по всей стране. Директор управляющей организации сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин в своей колонке для ЕАН рассказал, почему так происходит и как отрасль в России пережила 2024 год.
Фото предоставлено Максимом Шушариным
«Главный и абсолютно закономерный итог года – отрасль такси теряет перевозчиков, цены на услугу растут. Новый отраслевой закон сделал невозможной легальную работу подавляющего большинства перевозчиков в стране, а это, по нашим оценкам, около 2 млн человек. Некоторые ушли искать заработок в другие отрасли экономики, но большинство водителей не перестали таксовать. Они просто перешли от агрегаторов в "серую зону" – чаты и соцсети, где легко найти пассажиров и при этом нет контроля, а значит, нет и наказаний за невыполнение драконовских требований закона.
Это привело к взрывообразному росту количества чатов для заказа такси в мессенджерах и соцсетях. По результатам исследования АНО «Цифровые платформы» на конец сентября, совокупное количество пользователей таких чатов по стране достигло 10,5 млн человек. Ежедневно через чаты пользователи договариваются о 300–400 тыс. поездок. Это огромное количество заказов, о которых не знает никто – ни государство, ни агрегаторы.
В чатах отсутствует цифровой контроль, невозможно идентифицировать ни пассажиров, ни водителей, оказывающих услугу. Абсолютно "серая зона", которая никем и никак не контролируется, налоговых сборов там тоже нет.
Что не так в законе? Давайте разбираться. Отраслевой закон, который начал действовать в прошлом году, приравнял самозанятых водителей на личных автомобилях к транспортным предприятиям и требует от них соблюдать одинаковые правила. Таксопарковую модель, существующую только в московской агломерации и нескольких городах-миллионниках, распространили на всю страну. То, что экономически возможно и необходимо для таксопарка, заставили выполнять частника в районном центре. Пройти медицинский и технический осмотр, выписать себе путевой лист в крупном городе проблематично, а в малом населенном пункте невозможно. Помимо этого, нужно купить ОСАГО для такси, стоимость которого кратно выше обычной автогражданки, а с 1 сентября необходимо оформлять еще одну страховку – ОСГОП.
Вот смотрите. Я — частник на личном автомобиле. Я - подработчик, в день я выполняю два заказа — по дороге на работу и по дороге домой. Таких, как я, — 80%. То есть 2 млн человек. Внушительно!
Несмотря на то, что я подработчик, я выполняю важнейшую функцию — снимаю пиковые нагрузки в городском трафике. Я разгружаю общественный транспорт. Я уменьшаю дорожный трафик, ведь мои пассажиры не возьмут личный автомобиль.
Стоимость моей услуги мало зависит от изменившейся стоимости автомобиля и его обслуживания — я его купил для личных нужд. Стоимость не зависит от пробок и снегопадов — я так и так еду по своим делам, и мне без разницы, с пассажиром я в пробке постою или один. Я не выпал из экономики, в отличие от паркового водителя, я еду на свой завод, но по пути я сделаю доброе дело и подвезу человека.
А теперь самое интересное. Что, по логике закона, я должен сделать, чтобы подвести своего условного соседа по двору:
  • Поехать до пункта медосмотра и пройти медосмотр. Вроде бы все просто. НО! В 70% населенных пунктов работы нашего сервиса пунктов медосмотра нет вообще. А в городах, где пункты медосмотра есть, очередь в такой пункт растянется на 15-20 суток.
  • Я должен найти пункт техосмотра. А с ними ситуация в стране еще трагичнее. Более того, в некоторых субъектах федерации минтрансы прямо запрещают использование автомобиля, включенного в реестр такси без прохождения техосмотра, соответственно, до этого пункта (возможно, за несколько десятков километров в областном центре) я должен отвезти машину на эвакуаторе и только потом сесть за руль. Чувствуете, абсурд добавляется?
  • Для прохождения техосмотра я должен перекрасить автомобиль в установленный субъектом цвет. Обычно желтый. Наклеить по периметру шашечный пояс и поставить шашки на крышу.
  • Выписать сам себе путевой лист (привет из 50-х годов прошлого века).
  • Только после этого я могу вернуться и забрать условного соседа по дороге на работу.
Естественно, подработчик не будет этого делать.
Невозможность работать легально привела к острому дефициту перевозчиков в отрасли.
В регионах, где начались системные проверки соблюдения требований закона, отток водителей составляет от 30 до 50%. У нас резко сократилось предложение, а спрос на услугу остался на высоком уровне. Рост стоимости в этой ситуации неизбежен. Кроме того, не снизились цены на новые автомобили, обслуживание и ремонт транспортных средств все еще стоят дорого. Оставшимся водителям нужно как-то оставаться в рамках рентабельности: не только покрывать расходы на оказание услуги, но и что-то зарабатывать сверх этого. С текущей инфляцией это делать все сложнее.
В этом году звучало много инициатив, касающихся такси. Существующие требования 580-ФЗ в текущем виде нереализуемы, а их список хотят сделать еще шире. Предлагали устанавливать защитные перегородки между водителем и пассажирами, оснастить все автомобили тревожными кнопками или видеорегистраторами, которые фиксируют происходящее в салоне.
А на кого будут распространяться новые правила, если большинство водителей не идет и не пойдет за разрешениями на деятельность такси? Пока нет легализации рынка, новые инициативы не имеют смысла.
Если мы хотим сохранить услуги такси безопасными и доступными, нужно незамедлительно корректировать регулирование отрасли. Разделять требования к таксопаркам и самозанятым водителям, в том числе подработчикам. Убрать те пункты, которые для частника заведомо невыполнимы. Сейчас ни в одной стране мира нет практики, чтобы к водителю на личном автомобиле и транспортному предприятию применялось одинаковое регулирование. Там законодатели понимают, что это нереализуемо. Только таким образом мы сможем сохранить самую технологически развитую в мире отрасль российского такси.
Я прошу законодателей обратить внимание на Россию, дать российским мужчинам и женщинам возможность работать легально, не бояться каждого проверяющего, вносить свой вклад в обеспечение транспортной доступности и пополнение бюджета. А мы, агрегаторы, обещаем предпринять все возможные действия для обеспечения легальной, безопасной, со 100% собираемостью налогов отрасли такси».
almaceramica
Главные новости
Наступление российской армии и перспективы мира: итоги СВО за 2024 годЕАН разобрался в схеме передачи взятки от экс-мэра Среднеуральска сотруднику ФСБ. ДокументПочему цены бьют рекорды, а машину приходится ждать по 20 минут – итоги года в таксиГлава Екатеринбурга объяснил, почему забуксовало строительство развязки у "Калины"Челябинцам стали предлагать меньше работы из-за дорогих кредитовБлизки к антирекорду – демограф посоветовал учиться у Казахстана повышению рождаемости