Эксперт по таксомоторным перевозкам Владимир Герасименко после акции протеста водителей такси в Екатеринбурге объяснил причины кризиса в сфере и пути его решения.
Как сказал Герасименко в интервью «ФедералПресс», тарифы устанавливаются агрегаторами, деятельность которых практически не регулируется государством. Они, занимая монопольное положение на рынке, могут устанавливать произвольные цены. Например, во время пиковых нагрузок они сознательно задерживают распределение заказов, ожидая, пока цены вырастут в 4–5 раз.
Такой рост цен — признак монополии, считает эксперт. «Любая монополия требует государственного регулирования», — отмечает он.
Недавно принятый федеральный закон о такси урегулировал многие аспекты работы отрасли, включая участие самозанятых водителей и распределение ответственности. Однако регулирование тарифов закон не охватывает. Сейчас минимальный тариф может устанавливаться лишь в четырех городах федерального значения.
Герасименко подчеркивает, что нужны также максимальные тарифы, чтобы учесть расходы таксомоторных компаний, включая лизинг автомобилей и высокие кредитные ставки.
Примером успешного взаимодействия с агрегаторами является Казахстан. Там антимонопольные органы добились от агрегатора уступок: если тарифы повышаются более чем вдвое, сверхприбыль полностью передается водителям.
Водители опасаются протестовать из-за риска снижения рейтинга или расторжения договоров агрегаторами. Более того, в России отсутствует профсоюз таксистов, который мог бы защищать их права.
Эксперт уверен, что государству необходимо взять на себя регулирование максимальных тарифов и условий работы агрегаторов. Он призывает Федеральную антимонопольную службу (ФАС) провести проверки и внести изменения в законодательство.
«Частные правила, установленные агрегатором, дискриминируют водителей и наносят ущерб пассажирам. Только вмешательство государства сможет изменить эту ситуацию», — заключил Герасименко.