РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 15 января 2025 в 15:00

Почему Екатеринбург до сих пор не может ездить по высокоскоростной магистрали

© ЕАН / Строительство ВСМ до Екатеринбурга постоянно буксует: то пандемия. то СВО
На площадке завода «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме началось строительство комплекса по производству высокоскоростных поездов. Генеральным подрядчиком строительства выступает компания «Синара-Девелопмент». Но вот поезда, построенные там, пойдут по высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург, строительство которой закончится, предположительно, в 2027 году. В том, почему поезда, построенные в практически в Екатеринбурге, не доедут до нашего города, разбирался ЕАН.
Екатеринбург должен был стать конечной точкой минимум для двух ВСМ: для коридора Москва - Екатеринбург (через Казань и Нижний Новгород) и для ветки Екатеринбург - Челябинск. Но все пошло не так: то денег на проект мало, то COVID, то санкции.
Высокоскоростной считается электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для движения со скоростью от 200 до 400 км/ч. На данный момент таких дорог в России нет.
Еще в 2006 году, почти 20 лет назад, в РЖД подготовили программу развития высокоскоростного движения в России. Там предусматривалось строительство целой сети ВСМ. Речь шла о трех железнодорожных трассах такого типа: Москва - Санкт-Петербург (в дополнение к существующей трассе), Москва - Берлин и Москва - Нижний Новгород.

Когда президентом был не Путин

Уже в 2009-2010 годах при президенте Дмитрии Медведеве губернатор Свердловской области Александр Мишарин (занимал пост в 2009 - 2012 годах) и глава Татарстана Рустам Минниханов предложили довести скоростную трассу Москва - Нижний Новгород до Казани, а потом от Казани - до Екатеринбурга.
В 2012 году были приняты поправки в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, согласно которым предполагалось в первую очередь реализовать в рамках частно-государственного партнерства три проекта: Москва - Санкт-Петербург (ВСМ-1), Москва - Казань (ВСМ-2) и Москва - Ростов-на-Дону - Адлер (ВСМ-3). Из этих трех проектов наибольшую государственную поддержку получила ВСМ-2. Одним из аргументов было то, что Казань нуждается в высокоскоростном сообщении с Москвой больше, чем Санкт-Петербург, куда уже ходили «Сапсаны».

Сложности

Работу над ВСМ-2 не остановила даже пандемия: так, в 2021 году (уже снова при Путине) говорилось, что участок Москва – Казань высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург будет запущен к началу 2024 года.
Однако все изменила СВО, санкции и общая инфляция. Проект начал буксовать. И только в 2023 году было завершено проектирование участка трассы ВСМ между Москвой и Казанью, а к участку до Екатеринбурга никто даже не не приступал – он был назван для этого рода работ «следующим».
По данным на осень 2023 года, затраты на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали по маршруту Москва - Казань – Екатеринбург составляли 4 трлн рублей, и это был самый затратный проект среди всех ВСМ.
Для сравнения, на строительство высокоскоростной магистрали Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Адлер потребуется 3,2 трлн рублей. Затраты на ВСМ Москва - Смоленск – Минск ( а такой проект тоже прорабатывается) составят 1,9 трлн рублей.

При чем тут Челябинск

Казалось, скоростная трасса Екатеринбург - Челябинск должна была стать образцово-показательной на фоне буксующей ВСМ-2 Москва - Казань. Ведь она в разы короче и ей рады на каждом участке. Но и тут не все так просто.
Инициатором проекта по соединению ВСМ двух соседних миллионников - Екатеринбурга и Челябинска – еще в 2015 году был на тот момент действующий губернатор Челябинской области Борис Дубровский. В 2018 году трасса ВСМ была внесена в транспортную стратегию России. ВСМ протяженностью около 218 км должна была соединить два промышленных центра Урала, чтобы создать единую агломерацию.
В случае реализации проекта путь между центрами двух городов занял бы 1 час 50 минут при скорости поездов до 300 км/ч. Затраты на строительство ВСМ на тот период предварительно оценивали в 360 млрд рублей.
Изначально высокоскоростную магистраль между Челябинском и Екатеринбургом планировалось ввести в эксплуатацию в 2024 году. Однако в 2019 Дубровский покинул должность, его преемник Алексей Текслер идею ВСМ так высоко не оценил. А в 2020 году из-за пандемии коронавируса строительство было заморожено. Теперь его планируют разморозить – но не ранее 2028 года, после того, как будет достроена ветка от Москвы до Санкт-Петербурга.
Сейчас между Екатеринбургом и Челябинском ходят электропоезда. Но время в пути составляет 4 часа (это почти в два раза больше, чем по трассе). А пользуются ими в основном жители районов, чтобы попасть в столицы, студенты и вахтовики.
Отметим, что одновременно идет и создание электровоза нового типа. Так, на "Иннопроме-24" Группа «Синара» (кстати, бывший губернатор Мишарин возглавляет одно из ключевых подразделений холдинга) представила макет головного вагона высокоскоростного поезда. Их производство будет организовано на базе завода «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме для ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Первые два опытных образца, как рассказали, будут изготовлены в 2028 году.
Одна из самых больших проблем при производстве – это, конечно, импортозамещение: ведь многих российских технологий для создания машины такого типа просто нет.
Высокоскоростной электропоезд для ВСМ будет максимально импортозамещенным, при этом превосходящим зарубежные аналоги по тягово-энергетическим и климатическим параметрам. Например, при проектировании электропоезда «Финист» в кратчайшие сроки был разработан отечественный тяговый привод, включая двигатель и редуктор, взамен привода компании Siemens.

Когда же поедем?

Участники рынка скорого прорыва в деле ВСМ не ждут. «Проект высокоскоростной магистрали Москва - Казань - Екатеринбург пока не реализован в силу ряда причин. Во-первых, у нее очень большая стоимость: в 2023 году она оценивалась в 4 трлн рублей. Сегодня же с учетом инфляции она может быть больше», – говорит, оценивая ситуацию, промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Во-вторых, он уверен, что проектной документации по высокоскоростной магистрали от Москвы до Казани требуется актуализация и это может занять приличное время. «А по железнодорожной трассе от Казани до Екатеринбурга документация и вовсе находится в стадии разработки», – уточняет эксперт.
Кроме того, по словам эксперта, неясны источники финансирования: федеральный бюджет не резиновый, у него много статей расходов. А частные инвесторы без наличия у проекта государственной поддержки им заниматься не будут. Да и непонятен пул компаний, которым проект был бы интересен.
Ну и главное - нет понимания, когда окупится высокоскоростная магистраль Москва - Казань - Екатеринбург. «Поэтому жители Урала кататься с огоньком в столицу России явно будут еще не скоро», - уверен Хазанов.
Учитывая, что ранее президент Владимир Путин также предлагал подумать и о включении в систему ВСМ Луганска и Донецка, скорее всего, до Екатеринбурга очередь в ближайшие лет десять может не дойти. В РЖД собираются реализовать все проекты строительства высокоскоростных магистралей к 2040 году.
avito game
almaceramica
Главные новости
Как изменится работа общественного транспорта в Екатеринбурге с 1 февраляПрофессор экономики: «Позитивный старт, который экономика получила в 2022, сейчас выдыхается»В ГУФСИН опровергли информацию о появлении котиков в колонии ЕкатеринбургаСвердловские производители пообещали, что "драматического роста цен" на молочку не будетЗнаменитые ученики вспоминают профессора философии Перцева из УрФУБез аховых цен и мазута: где отдохнуть летом жителям Челябинской области