РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 14 февраля 2025 в 16:43

«Есть риск коррупции, но без этого никуда» - юрист рассказала, чего ждать от концессий

Юрист оценила риски концессий и объяснила, что среди них есть и коррупционные
О концессиях — то есть о том, что бизнесу можно передать часть государственного имущества для предоставления услуг, — в Екатеринбурге опять заговорили в связи с тем, что администрация города готова заключить соглашение по МУП «Водоканал». Претенденты на объект вроде бы есть, но на предприятии работает команда, аффилированная с некоторой финансовой группой. При этом недавно арестовали экс-министра ЖКХ и энергетики области Николая Смирнова, и силовиков интересуют именно документы, связанные с модернизацией водоканалов в разных муниципалитетах.
Для начала немного информации. Концессионное соглашение — это договор между властью и частной компанией — концессионером. Договор дает бизнесу право на использование государственной собственности для предоставления услуг, например, образовательных, транспортных, коммунальных, вывоза и переработки мусора и т. п., — там, где денег государства не хватает. Взамен частный бизнес обязуется вкладывать деньги в развитие объекта, вносить в бюджет концессионные платежи, гарантировать качественное обслуживание населения. Как правило, самая неприятная для населения часть – это повышение тарифов на услугу. Это обусловлено тем, для компании в тариф включают деньги, которые пойдут на реконструкцию действующих коммунальных объектов и строительство новых. Без этого, особенно в коммунальной сфере, частникам работать неинтересно.
Предоставлено Дарьей Годуновой
И у жителей Екатеринбурга в этой ситуации остается очень много вопросов и по самому механизму концессий, и по перспективам, и, главное, по нужности этого договора и его последствиям для отдельно взятого семейного бюджета. На вопросы ЕАН о концессиях в эксклюзивном интервью отвечает управляющий партнер компании «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова.
— Дарья, допустим, есть компания, которая хочет коммунальную концессию, а тут в регионе скандал: посадили профильного министра. Влияет ли на принятие решений о концессии деловой климат в регионе?
— Еще до стадии подготовки документов на заявку на объект и задолго до заключения договоров компании изучают ситуацию в регионе. Как правило, все начинается со встречи с профильным вице-губернатором, и уже по итогам становится ясен настрой. И, если у компании есть карт-бланш со стороны губернатора, это упрощает процесс подготовки концессии.
Но в последние годы, разрабатывая проект соглашения, уже никто не рассчитывает, что весь срок его реализации пройдет при одном и том же губернаторе. Их меняют, назначают по своим принципам, а концессионный контракт обычно рассчитан минимум на 15 лет — только при таком сроке он окупается.
Как я уже говорила, многое зависит от настроя властей в конкретном регионе, от их расположения к потенциальным игрокам. Конечно, компания может попробовать «ворваться» на территорию, без предварительных встреч. Сейчас для этого есть все инструменты: если подается частная инициатива, ее обязаны рассмотреть и в случае отказа обосновать решение. И даже если губернатор изначально не настроен лояльно, всегда можно апеллировать к закону, подключить федеральные структуры — Минфин, антимонопольную службу, прокуратуру. Вопрос только в том, насколько компания уверена, что сможет вернуть вложенные средства. Если ее расчеты окажутся ошибочными, дело, скорее всего, закончится судом и требованием компенсации.
Сейчас, кстати, наметилась тенденция: не все губернаторы активно используют механизм концессии, государственно-частного партнерства. Это связано с тем, что работа на местах достаточно сложная. Плюс федеральный Минфин, в котором не так много опытных специалистов, может задавать региональным властям неудобные вопросы. Причина не в том, что чиновники там плохие или на местах плохие, просто уровень компетенции у них невысокий, зарплаты низкие, а еще и сильный дефицит бюджета, за который тоже надо отвечать перед тем же федеральным центром. Поэтому мы часто концеденту (стороне, передающей права на объект соглашения - прим. ЕАН) помогаем документами и морально.
Но если губернатор в принципе боится таких слов, как «концессия» и «частный инвестор», то переубедить его будет практически невозможно. И еще о диалогах с государством. Иногда на переговорах представители власти говорят: «Ну что вам, постройте уже, а мы потом вам как-нибудь компенсируем».
Но в ЖКХ все концессии идут только на кредитные деньги, на свои там не строят, очень дорого. И в концессионном соглашении инвестору нужны гарантии возврата вложенных средств, ему займ отдавать. И когда чиновники искренне недоумевают: «Ну у вас же денег много, неужели жалко?» — это выглядит наивно.
— Я сталкивалась с позицией муниципалитетов: мол, концессия — дело хорошее, но это столько бумаг, мы еще столько лесов не вырастили. Поэтому в Челябинской области, чтобы «не разводить бюрократию», коммунальные объекты просто сдают в длительную аренду коммерческим организациям на основании гражданско-правовых договоров. А что, так можно было?!
— Нет!
— А может ли муниципалитет заключить концессию без участия властей региона?
— Скорее нет, от ситуации зависит. Сейчас регион может присутствовать в договоре третьей стороной. В свое время для нормальной эксплуатации объектов ЖКХ и для контроля за ними было принято стратегическое решение, что они остаются в ведении муниципальных унитарных предприятий (МУП). МУП — это организации, которые ежегодно получают финансирование из бюджета и не обязаны зарабатывать. Им не нужно думать о доходах, потому что деньги они все равно получат. В результате они, как правило, не слишком стараются — у них просто нет стимула. Конечно, есть исключения, где действительно пытаются эффективно работать, улучшать услуги, снижать тарифы, но таких случаев немного.
Поэтому и было решено передавать коммунальные объекты в концессию, чтобы работу делал заинтересованный в результате частник.
Но в коммуналке не обойтись без повышения тарифов, и вот тут именно региональные власти регулируют величину повышения, проверяют затраты и т. д. через тот же РЭК. Плюс часто объекты находятся именно на региональной земле.
Но основная проблема в том, что губернаторы всегда против повышения тарифов. Они говорят концессионеру: «Сделайте что-нибудь, но без роста тарифов, а то меня снимут». Но без повышения не обойтись.
— Почему тарифы растут после начала коммунальных концессий?
— Людям важно понимать - первое: тарифы растут просто из-за инфляции, но ГУП или МУП ничего не ремонтирует, и потери остаются прежними.
Второе: тариф повышается в рамках инвестпрограммы, когда идет полная реконструкция и модернизация сетей. В таком случае через несколько лет (обычно около пяти) тариф начинает снижаться — потому что меньше потерь, меньше затрат на аварийные ремонты. Это экономика, ничего нового.
Да, рост тарифов никого не радует, но есть ограничения — бесконечно повышать их нельзя.
— Можно ли намухлевать с тарифами, чтобы брать с населения побольше, а в объекты вкладывать поменьше?
— Раньше пытались, но сейчас это практически невозможно. Все проходит через Региональную энергетическую комиссию (РЭК), а договориться с ней – это отдельная история.
Люди, которые туда ходят тарифы согласовывать, в цирке не смеются, настолько все сложно.
Чиновники проверяют каждую цифру, буквально водят пальцем по таблицам и задают вопросы, на которые приходится отвечать с аргументами.
Конечно, есть теоретические способы подкрутить что-то на ремонтах, если это не реконструкция, но этим обычно занимаются те же самые ГУП и МУП – они давно научились. А в частных концессиях все цифры рано или поздно всплывут.
— У кого в ходе работы по договору концессии остается контроль за объектом?
— В принципе, схема везде одинаковая во всех видах концессий, я имею в виду по объектному составу: собственность и на земельный участок, и на объекты остается у государства. Концессионеру – частному инвестору этот объект передается на баланс, это удобнее просто с бухгалтерской точки зрения.
— А что дальше происходит с объектом?
— Компания его строит, реконструирует, модернизирует и эксплуатирует, получает с этого прибыль. Но когда контракт заканчивается, объект возвращается государству с учетом всех наших вложений. Если государство решит его продать, у компании есть преимущественное право выкупа.
При этом контроль процесса эксплуатации со стороны концедента (то есть государства) очень жесткий. Это прописано и в законе, и в каждом соглашении – обычно там есть большая глава, посвященная этому вопросу. Власти проверяют все, устанавливается график посещений, график контроля, финансовые модели. Кроме того, за всем процессом следит антимонопольная служба и прокуратура.
Так что представить ситуацию, когда бизнес получил объект и все о нем забыли, невозможно. Наверное, предприниматели и хотели бы, чтобы над ними никто не стоял, но в реальности такого не бывает.
— В связи с трендом на все больший контроль будут ли как-то ужесточаться требования к компаниям за это время?
— Сейчас обсуждается проект поправок в законодательство. Во-первых, теперь хотят обязательно подтверждать опыт компании в этой сфере, чтобы не допускать на рынок случайных «залетных» игроков. Ко мне часто обращались такие люди: мол, ЖКХ — это золотая жила, на тарифах можно заработать, опыта нет, но разберемся. Конечно, есть талантливые предприниматели, которые быстро вникают в тему, но их немного. Все-таки прежде, чем выходить на крупные объекты, нужно набраться опыта, например, на тепловых концессиях, где сравнительно небольшое количество оборудования. Но сразу заявлять: «Я заберу водоканалы и очистные сооружения» — зачем так перегружать себя?
Поэтому теперь вводят несколько жестких условий:
1. Подтвержденный опыт — без него не пустят.
2. Задаток — обязательный финансовый порог.
3. Запрет на участие бюджетных учреждений в конкурсе. Раньше бывало, что так создавалась искусственная конкуренция: выходили на тендер через родственников — сыновей, племянников.
4. Право государства на одностороннее расторжение соглашения. Если власти что-то не устраивает, они предупреждают концессионера и разрывают договор. Это невыгодно для инвесторов: они берут кредиты, закладываются на долгосрочную окупаемость, а тут вдруг могут лишиться контракта. В ЖКХ все концессии — это миллиардные проекты, финансируемые за счет банков.
5. Штрафы за нарушение сроков.
И, думаю, до лета поправки примут окончательно.
— Такие требования под силу крупным компаниям. А вот у небольших есть шанс получить что-то в концессию?
— Есть два типа людей, которые хотят зайти в ГЧП или концессионные проекты.
Первый — молодые, горячие ребята, которые где-то что-то услышали, сами ничего толком не прочитали, но уже рвутся в бой, думая, что там быстрые деньги. Они не разбираются в механике процесса, но считают, что заработают легко и сразу.
Второй — вдумчивые инвесторы, которые подходят к делу системно. Они:
• сначала делают финансовую модель, чтобы понять, вообще стоит ли это затевать;
• прорабатывают концепцию проекта, изучают варианты юридических схем, в том числе возможности подрядчиков, местного бюджета;
• общаются с регионом, причем на уровне начальников департаментов, а не просто «договариваются с кем-то»;
• изучают тарифную политику, чтобы оценить реальную окупаемость
• и только потом решают, стоит ли собирать этот огромный пакет документов и вкладывать деньги в подготовку.
Оба подхода имеют право на жизнь, но очевидно, какой из них более разумный. Это как с ремонтом: прежде чем начинать, вы же сначала хотя бы минимальный проект делаете, верно? То же самое и здесь.
Поэтому прежде чем ругать инвесторов, стоит понимать: да, залетные компании появляются, да, некоторые зарабатывают не на том, на чем должны. Но сам регион и муниципалитет тоже должны включаться в процесс. Если они не решают вопросы инфраструктуры, то концессии превращаются в бесконечные проблемы.
— В концессиях есть коррупционные риски? И где заложены?
— Конечно, есть. И государство со своими госзаказами, и частные инвесторы – все делают деньги на строительстве. Почему так происходит? В сфере ЖКХ это связано, во-первых, с тарифами, а во-вторых, с изношенностью инфраструктуры.
Нужно понимать, что, во-первых, сейчас инфляция, и, как только началась специальная военная операция, я сразу сказала: «Ребята, тарифы пойдут вверх по всем статьям». И именно это сейчас и происходит.
Но рост тарифов связан не только с инфляцией, но и с тем, что сети изношены катастрофически – в большинстве регионов износ 90% в лучшем случае.
Соответственно, нужны не просто текущие ремонты, а капитальные вложения. И концессии в ЖКХ всегда идут вместе с инвестиционной программой. Это не просто формальность – это отдельный большой документ с конкретными расчетами, который, кстати, приходится защищать перед законодательным собранием. Я сама дважды стояла там на стульчике, отвечая на вопросы депутатов. Все зависит от устава субъекта, но в большинстве случаев инвестпрограмму согласовывают долго и жестко.
— Частный инвестор – это выход?
— В сегодняшних реалиях — да. И если к вам заходит крупный оператор – это благо. Их в стране немного, но если они пришли, то хоть что-то сделают.
Да, концессия временная. Да, объект потом можно забрать обратно. Но он хотя бы будет в нормальном состоянии. Так что я бы не отказывалась. Если выбирать из двух зол, я бы выбрала частного инвестора.
— Один из нашумевших проектов и известных в России проектов – метротрам в Челябинске. Вы знаете о нем, принимали там участие?
— В Челябинске я вела несколько контрактов, и, честно говоря, проблем там было достаточно. Многие люди в итоге оказались под следствием, кого-то посадили — это не секрет, об этом все знают.
Тем не менее губернатор Алексей Текслер всегда подчеркивал, что инструмент ГЧП ему близок. Единственное, что вызывало у нас сомнения, — это проект метротрама. И не только у меня: экономисты, социологи тоже не совсем понимали, зачем это нужно.
Но пока его обещают. Более того, в центре города уже идет изъятие земель под проект, причем по суду. Так что, по сути, процесс уже запущен.
Там вообще очень интересная история. Этот проект тянется еще с советских времен, и, если посмотреть на состояние работ, сразу становится понятно, какие у него реальные перспективы. А стоит он, мягко говоря, ощутимо. Очень дорого. Вопрос в том, насколько этот инструмент вообще оправдан и нужен ли он в нынешних условиях.
— Дарья, в период экономических стрессов, как сейчас, концессий заключаются больше или меньше?
— Очень сложный вопрос. Знаете почему? Потому что ситуация в целом непростая. Когда все это началось, у меня было ощущение, что из профессии придется уходить — казалось, что частных инвесторов просто не останется. Казалось, процентная ставка так вырастет, будут кредиты неподъемными. А ведь вся система ГЧП зависит от займов. К тому же не все банки готовы кредитовать ГЧП и концессионные проекты — этим занимаются в основном только крупные игроки.
Тем не менее после начала СВО в центральной части страны начали больше вкладываться именно в крупные ГЧП-проекты. Серьезные инвестиции идут в создание платных дорог. Хорошо продвинулась социальная сфера — особенно школы, где действительно был большой прорыв.
А вот медицину частным инвесторам пока не отдают. Минздрав категорически против, чтобы услуги по ОМС оказывались частными компаниями. Почему? Неясно. Дискуссия по этому поводу идет уже давно, но пока результат один — палки в колеса вставляют регулярно.
Что касается ЖКХ, то Минстрой выбил довольно большой транш и, что важно, его не сильно урезали, даже с учетом военного бюджета. Это произошло потому, что в сфере ЖКХ все действительно очень плохо. Поэтому пока предполагается, что основная часть объектов в этой сфере будет реализовываться именно через концессии.
— Какие есть тренды, что государство готово отдать в концессию?
— Возле городов резко стало не хватать земли, поэтому кладбищенский бизнес сейчас чувствует себя не очень хорошо. Минстрой разработал законопроект, который позволит передавать управление кладбищами от муниципалитетов к частным инвесторам. В целом идея разумная, потому что закон о похоронном деле у нас где-то с 90-х годов, а ситуация давно изменилась.
Например, в Якутии недавно построили колумбарий с крематорием. Причем сделала это частная компания, и, судя по всему, проект оказался востребованным. В некоторых регионах такие инициативы проходят, а в других – нет, потому что считается, что это муниципальная зона ответственности. И хотя крематорий утвердили, но это на грани фола.
Сейчас активно инвестируют в культурные центры. Это стало популярным, видимо, чтобы люди могли отвлечься. По спортивным объектам прямо соревнование между регионами: у кого больше, круче и кто привлек более частного инвестора. Но есть нюанс. Возврат инвестиций на таких объектах очень медленный, и не все это просчитывают.
Мусорные концессии – сплошные судебные разбирательства, особенно это касается Челябинской области, где история с мусором – одна из самых проблемных.
В мусорных концессиях две ключевые сложности. Первая – регулятор. Это компания «Российский экологический оператор», и без договоренностей с ним вообще смысла нет выходить на рынок. Второе – логистика транспортировки мусора и его переработка – они часто не проработаны, хотя давно можно было бы наладить систему.
— У концессий есть перспективы?
— Если считать, что история циклична, то, в принципе, перспективы есть.
Частный инвестор всегда был ключевым драйвером экономики. Именно за счет него в свое время происходили индустриализация, модернизация, а население реально ощущало изменения, а не просто слышало о них.
Сейчас, когда мы рано или поздно завершим эту эпопею с СВО, нам предстоит отстраиваться. Я не говорю о новых регионах, но приграничные территории точно придется приводить в порядок. А учитывая, что у государства и так огромные расходы, оно вряд ли справится в одиночку. Значит, придется привлекать частный бизнес.
Поэтому я бы рекомендовала тем, кто размышляет о возможностях концессии, все-таки присмотреться к этим направлениям. Я никого не агитирую влезать в кредиты с текущими ставками и пытаться строить бизнес в таких условиях. Хотя, как ни странно, люди все равно берут кредиты — видимо, деваться некуда.
Да, есть субсидирование, да, с банками приходится договариваться индивидуально. Но я всегда говорю: прежде чем отказываться, сходите в банк, поговорите. Возьмите с собой финансового модельера, специалиста, разберите условия — иногда они могут неприятно (или приятно) удивить. Идите не в один банк, а хотя бы в пять — потратьте время, но получите полную картину. Без частных инвесторов, которых придется государственно стимулировать, мы не обойдемся.
— Что с преференциями для них?
— Очень надеюсь, что государство пересмотрит свою политику. Потому что все специалисты — экономисты, юристы, банкиры, строители, социологи — говорят в один голос: «Ребята, надо стимулировать бизнес, а не закручивать гайки».
История с деприватизациями, которые сейчас ведет прокуратура и Росимущество, рано или поздно плохо кончится. Как бы государство ни пыталось, посягательства на частную собственность никогда не заканчивались хорошо.
— Часто, когда мы видим сообщение о том, что начинается реализовываться какая-то концессия, нам кажется, что концессия и государственно- частное партнерство – это примерно одно и то же. Ведь в обоих случаях у государства нет денег на реализацию каких-то значимых проектов, и оно отдает проекты бизнесу, взамен гарантируя стабильность и собираемость платежей. Это действительно одинаковые вещи?
— Государственно-частное партнерство — это такой шар, внутри которого находятся инструменты, помогающие ему вращаться. Если объяснять совсем просто.
Один из первых и самых старых инструментов ГЧП — концессия. Этот механизм использовался еще в Древнем Риме. С латинского «concessio» переводится как «разрешение» или «уступка». По сути, государство передает бизнесу право на реализацию определенной своей функции.
Кроме концессии, движение «шара» обеспечивают и другие инструменты — соглашения о ГЧП, контракты жизненного цикла, соглашения о капитальных вложениях, долгосрочные инвестиционные контракты, офсетные контракты. Все они регулируются федеральным законодательством.
Исторически подобные механизмы применялись давно. В Европе еще с XV века государство передавало в частные руки строительство и эксплуатацию мостов, мельниц и других объектов. В России концессии тоже использовались, хотя не всегда складывались удачно для концессионеров.
Вот, например, история Саввы Мамонтова. Он искренне хотел построить железную дорогу к Архангельскому порту, но, одновременно с разрешением на это, государство передало ему убыточный металлургический завод. Чтобы завершить строительство дороги, ему приходилось перебрасывать средства между проектами. В итоге его обвинили в финансовых махинациях, хотя на самом деле он лишь пытался спасти ситуацию.
Министр финансов Сергей Витте воспользовался моментом: когда дорога стала стратегически важной, он добился отзыва кредитов и закрытия концессии. Мамонтова арестовали, провели через весь город под конвоем, а затем состоялся суд. Оправдали, но позор, банкротство — все это сломало его жизнь. Вскоре он ушел из нее.
Что касается Витте, то он сыграл в этой истории далеко не лучшую роль — очень цинично и прагматично использовал ситуацию в свою пользу.
Интересно, что во времена НЭПа концессии получили второе дыхание. Ленин открыто поддерживал этот инструмент, есть множество его цитат, где он хвалит концессии и говорит, что частные инвестиции — это наше все.
Возвращаясь в наши дни: в России механизм ГЧП активно применяется с 2005 года, когда был принят федеральный закон о концессиях. У нас уже довольно большая практика — заключено около 4000 соглашений. Да, в этих проектах были и крупные, и мелкие инициативы, приносившие пользу людям. Конечно, коррупционная составляющая тоже присутствовала — но, как вы понимаете, везде работают люди.
zori
almaceramica
Главные новости
Куйвашев вернул знакомую Паслеру архитектуру и Пьянкова — колонка шеф-редактора ЕАН об изменениях в свердловском правительствеСколько раз свердловского губернатора Куйвашева «увольняли» за последние годыХристианство и война органично сочетаются – свердловский священник о том, как изменились армия и общество в ходе СВОЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 21 %Спорная березовая роща в Екатеринбурге получит статус охраняемой территорииВ каких городах Свердловской области можно взять семейную ипотеку на старые квартиры