Для блокировки продажи фальсификата на маркетплейсах необходимо создать единый реестр контрафактных товаров. Об этом ЕАН сказал член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев, комментируя принятый накануне законопроект о цифровых платформах.
По его словам, прописанные в законопроекте антиконтрафактные меры «выглядят недостаточно эффективными». Хотя документ предусматривает обязанность платформ проверять документы продавцов и удалять подозрительные товары по требованию правообладателей, это скорее косметические изменения, считает Тортев.
«Китайский опыт демонстрирует более действенный подход: сквозная система блокировки контрафактных товаров, при которой удаление товара с одной платформы автоматически распространяется на все остальные. Российский законопроект не предусматривает такой синхронизации, что делает борьбу с контрафактом фрагментарной и неэффективной. В силу этого большая доля контрафактной продукции, удаленной с одного маркетплейса, появится на другом уже через неделю.
Это свидетельствует о низкой эффективности текущих мер и необходимости создания единого реестра контрафактной продукции с автоматизированным обменом данными между всеми платформами, операторами и участниками федерального товарного рынка. Необходима также проработка механизмов ответственности для маркетплейсов за повторное появление удаленного контрафакта, включая существенные штрафы и возможность временного приостановления работы», — считает Дмитрий Тортев.
По его мнению, эти вопросы следует поднять на следующих заседаниях Госдумы, посвященных совершенствованию закона о цифровых платформах. Депутат Госдумы Юрий Станкевич пояснил ЕАН, что в законопроекте о цифровых платформах прописано несколько механизмов по борьбе с контрафактом. Один из них — маркировка товаров перед отправкой на склад - уже выполняется. Второй вариант - предоставление правообладателям личного кабинета на маркетплейсах для подтверждения происхождения своих товаров.
ЕАН писал, что принятый Госдумой законопроект вводит понятие «цифровой платформы» и устанавливает правила взаимоотношений между основными участниками: оператором платформы (маркетплейс, агрегатор), партнером (продавец или исполнитель услуги) и пользователем (покупатель).
Судя по документу, устанавливается тотальный контроль за продавцами и владельцами пункта выдачи заказов. Теперь нельзя просто взять и стать партнером маркетплейсов. Данные продавцов и пунктов выдачи заказов будут вноситься в специальный госреестр, который разработает правительство.
Маркетплейсы обяжут заключать договоры определенного типа с продавцами. Тем же документом устанавливаются требования к скидкам на товары, процедуре изменения договоров, логистической инфраструктуре оператора, пунктам выдачи заказов. Карточки товаров после вступления закона в силу будут содержать обязательное указание на госрегистрацию, чтобы исключить оборот контрафакта.

Регионы ограничат число пунктов выдачи заказов маркетплейсов23 июля в 15:48
