В России приняли законопроект о введении административной ответственности за заведомый поиск и использование экстремистских материалов, в том числе с помощью VPN. В то же время мессенджер Max будет собирать данные россиян и передавать их властям по требованию. Есть мнение, что ужесточение законодательства стало почвой для внедрения нового приложения, но IT-эксперт Даниил Силантьев считает, что это два разных явления, хоть и связанные друг с другом.
По его словам, очевидно, что сегодня государство движется в сторону контроля в интернет-среде и в рамках генерального направления есть несколько разных тенденций, которые не обуславливают друг друга, хоть и имеют некую связь между собой.
«Борьба с таким явлением, как VPN, началась задолго до появления госмессенджеров. Это свойственно всем странам, которые стремятся контролировать внутреннее интернет-пространство. А Россия, по некоторым данным, сегодня занимает одно из первых мест на планете по массовости использования VPN, тогда как еще несколько лет назад об этом не было и речи.
Вполне логично, что власти пытаются решить эту проблему. Впрочем, пока у них это не получается, хотя надо принять, что иногда государственная машина умеет брать нужные сферы под контроль», — заявил ЕАН Даниил Силантьев.
Когда заметная часть человеческого взаимодействия в Интернете происходит без контроля Кремля, властям хочется взять ситуацию в свои руки. Закон о VPN почти никак не влияет на мессенджеры, с технологической точки зрения они почти не пересекаются, отметил эксперт.
«История с государственным мессенджером развивается параллельно, и мы наблюдаем ее несколько лет кряду, когда рождались и умирали разные проекты. Сюда же можно отнести «Сферум», который, по ощущениям, так и не стал полноценным мессенджером.
Однако как только государство увидит, что Max достиг определенных, одному ему известных показателей и начнет выполнять необходимые задачи, конкурентов начнут «пинать», потому что странно было бы этого не делать. Государство само себя запрограммировало делать то, что оно делает сегодня, потому что не бороться оно не может, и сложился некий цугцванг, когда каждый шаг обусловлен предыдущим», — заключил Даниил Силантьев.

Свердловский юрист объяснил, как будут выявлять тех, кто ищет экстремистские материалы23 июля в 18:31
