Врио свердловского губернатора Денис Паслер на заседании правительства раскритиковал кадровую политику Североуральского бокситового рудника (СУБР), принадлежащего компании РУСАЛ. Для многих, кто следит за публичной политикой, такой ход главы региона, в котором сильно промышленное лобби, стал неожиданным. Мало кто из чиновников, даже на уровне губернаторов, раньше решался прилюдно выразить недовольство каким-то аспектом работы крупного бизнеса. ЕАН поговорил с политологами, чтобы узнать, действительно ли меняются отношения власти и финансово-промышленных групп (ФПГ) и к чему это приведет.
Потеря самостоятельности
Политолог Алексей Шабуров обратил внимание, что процессы, которые происходят в политической плоскости, отражают экономическую ситуацию в России: идет перераспределение собственности в пользу государства и окологосударственных структур. Меняется классическая модель уральской политики, когда крупные ФПГ боролись за власть.
«Примеров тому множество, хотя Свердловскую область они пока затронули по минимуму. Конечно, в этих условиях ФПГ старого формата уже не могут быть такими самостоятельными игроками, которыми они были раньше, потому что нежелательное участие в политике быстро приведет к отъему активов. Впрочем, и лояльность власти не гарантирует сохранность бизнеса. Пример тому - национализация «Южуралзолота», – прокомментировал Шабуров.
Менее категоричен политолог Михаил Коробельников. В разговоре с корреспондентом ЕАН он отметил, что говорить о каком-то кардинальном изменении в отношениях власти и бизнеса нельзя.
«Пришел врио губернатора, сейчас в процессе избирательной кампании он пытается обозначить те правила игры, которые будет продвигать. Это не означает, что Паслер будет проводить новую политику. Безусловно, влияние ФПГ в регионе, соотношение сил так или иначе изменятся, но в какую сторону – сказать сложно», – уточнил эксперт.
Коробельников также заострил внимание на том, что изменения будут зависеть от того, как выстроятся взаимоотношения между федеральным центром, губернатором и крупным бизнесом.

«Не думаю, что картина кардинально поменяется: уже существуют долгосрочные проекты, исторически сложившаяся структура промышленности и система экономики Свердловской области. Существенно поменять ее вряд ли удастся. От губернатора зависит многое, но он не играет решающую роль», – подчеркнул Коробельников в беседе с ЕАН.
Cоциальные архитекторы вместо GR
Другой источник ЕАН считает, что власть и бизнес начинают расходиться. В системе публичной власти влияние крупного бизнеса на политику смягчается, сводится к минимуму. Это федеральный тренд, и на него ориентируются, в том числе, и в регионах.
«Промышленникам и ФПГ отводят новую роль – в качестве того, кто будет обеспечивать социальные интересы власти. В этом смысле показателен пример регистрации «Евраза» в Свердловской области. А это, между прочим, компания, акционером которой является Роман Абрамович», – отметил собеседник.
По мнению Алексея Шабурова, нельзя сказать, что власть и бизнес отдаляются друг от друга. «Просто государство все чаще забирает важный бизнес себе. И политическое влияние будет переходить к тем, кто контролирует перешедшие государству активы», – заявил политолог.
Другой политолог Алексей Швайгерт уверен, что теперь налаживать взаимодействие между госорганами и бизнесом будут не классические GR-менеджеры, а социальные архитекторы – специалисты, не являющиеся частью корпораций.
«Сейчас в цене будет «внешний» по отношению к бизнесу конструктор, который не имеет обязательств перед непосредственным работодателем, а лоялен исключительно дирекции единого заказчика со Старой площади. Своего рода «ЦУР в офлайне» для холдингов и крупных ФПГ. Это конец века традиционных российских «корпоративных» коммуникаций», – написал у себя в telegram-канале Швайгерт.
Михаил Коробельников также уверен, что важную роль в процессе перекройки отношений между властью и ФПГ играл и будет продолжать играть федеральный центр.

Компания Романа Абрамовича пропишется в Свердловской области29 июля в 12:49
