[18+]
10 ноября 2025 в 14:42

Профессор МГУ рассказала ЕАН, на что регионы тратят сжимающиеся бюджеты

Свердловская область на подъеме, Челябинск буксует, Оренбуржье теряет доходы
© ЕАН. Купюра в руках
В первой части нашего разговора доктор наук Наталья Зубаревич рассказала ЕАН, как в регионах обстоят дела с разными секторами экономики: от промышленного производства до общепита. Теперь разговор будет о главном инструменте развития и выживания — бюджетах. Как распределяются деньги, кто теряет, а кто удерживается на плаву, почему у одних регионов хватает на дороги, а у других — только на социальные выплаты, в интервью ЕАН рассказывает профессор Зубаревич.

Доходы растут, но не у всех одинаково

— Давайте обратимся к бюджетам. Что у нас с ними?
— Судя по данным за январь–август, более поздних нет, во всех регионах страны без учета новых территорий средний рост доходов бюджетов составил около 6%. В Свердловской области — +10%, в Челябинской — всего 2%, а в Оренбуржье доходы упали на 5% в рублях. Это серьезное падение, учитывая, что мы говорим не об инфляционно скорректированных цифрах.
Главная причина — снижение поступлений налога на прибыль организаций. В Оренбургской области он сократился почти на треть, до 63% от уровня прошлого года. В Свердловской области — небольшое снижение, -4%. В Челябинской — падение на четверть. Это отражение состояния дел в черной металлургии, конечно.
Поддерживает ли эти регионы налог на прибыль физических лиц?
— Темпы роста этого налога замедлились. По стране наблюдается рост почти на 13%, что хуже, чем в 2024 году. Ваши регионы живут с этим налогом так: в Оренбурге — +16%, в Свердловской области — +18%. А вот в Челябинской рост 11%, то есть в целом регион выглядит слабее соседей.
— Что с поступлениями от малого бизнеса?
— Это налог на совокупный доход, по сути — «упрощенка». В прошлом году рост составлял почти 40%, сейчас — всего 11%. По регионам картина такая: Оренбург — 18%, Свердловская область — 11%, Челябинская — 9%. Челябинск снова внизу списка.
— Как распределяются межбюджетные трансферты?
— В целом по стране рост составил около 4,5%. В Оренбургской области, наоборот, сокращение: -16%, потому что в прошлом году туда направляли крупные средства на ликвидацию последствий наводнения. В Свердловской области — +10%, в Челябинской — +8%. Но зависимость от федеральных трансфертов у всех разная. Ваши старопромышленные территории не являются дотационными: в Свердловской области трансферты в целом составляют всего 7% доходов бюджета, в Челябинской — 10%. Среднее по стране — 15%. В Оренбурге показатель - 23%.

Свердловская область тратит больше всех

— Куда и на что регионы тратят больше всего?
— В целом по стране бюджеты регионов увеличили расходы на 16%. В Оренбурге - рост 7%, в Свердловской области — фантастические 24%. Главный драйвер — «национальная экономика»: +29%. За счет чего? Прежде всего за счет транспорта — расходы выросли почти втрое. Что именно закупали, надо смотреть отдельно, но факт остается фактом. В Челябинской области рост расходов — около 14%, но на «народное хозяйство» там, наоборот, -9%.
— Социальные расходы, как обычно, занимают центральное место?
— Социальная политика взлетела — и меня это удивляет. Здесь у нас такие изменения, что я по-настоящему поражаюсь. Без учета новых территорий расходы на социальную политику по стране выросли на 23%. Темпы роста по статьям соцподдержки далеко опережают среднюю инфляцию. И если, например, в Курской области этот рост вообще фантастический - в 5,5 раза, то там это хотя бы объяснимо: крупные выплаты людям, потерявшим имущество после событий прошлого года. Но на Урале же такого нет!
В Оренбургской области динамики роста практически нет. Почему? Потому что год назад туда ушли огромные суммы на ликвидацию последствий наводнения: крупные компенсации, аварийные работы, срочные выплаты населению.
Но обратите внимание на долю: в структуре расходов Оренбургской области доля статей, связанных с социальной политикой и компенсациями, составляет 31% всех расходов. Это невероятно высоко — почти треть расходов региона уходит на соцполитику. Для ориентира: по стране аналогичный показатель — 21%.
Переходим к Свердловской области — и тут расходы на социальную защиту выросли на 39%. Это не просто рост, это почти удвоение в ряде направлений. Для Челябинской области рост составил 35% — это тоже гигантский скачок. Откуда такой импульс? В той части бюджета, которую мы называем «социальная защита», есть большой блок выплат населению.
Я не могу сказать наверняка — хочу оставить это частным замечанием, но внутренний голос подсказывает: именно тут «сидят» выплаты за СВО. И даже если не самим участникам, то членам их семей. И шире — деньги на организацию выплат, исполнение этих мер. В результате по стране расходы на социальное обеспечение в рамках социальной политики выросли на 28%.
Но внутри этой общей картины встречаются контрасты. Оренбург, повторюсь, демонстрирует почти нулевой годовой темп роста соцрасходов — всего +3%. Это не потому, что там люди стали жить лучше; скорее, потому, что у региона просто нет свободных средств, выделяемых на новые меры семейной поддержки. Тут два приоритета: первый — выплаты, связанные с семейными нуждами (молодые семьи, материнский капитал, соцпакеты), второй — региональные программы поддержки семей с детьми.
На Урале же настоящий «социальный взрыв». Если брать ту же Свердловскую область, очень громко звучит цифра +66% по росту определенных статей соцвыплат. Челябинская область в некоторых направлениях показывает +51%. Вы это почувствовали?
В Челябинской области теперь почти каждый пятый рубль регионального бюджета — это социальные выплаты, доля которых достигает 19% всех расходов. Подумайте об этом: один из пяти рублей уходит не на дороги, не на инвестиции, не на инфраструктуру, а на выплаты. Для Свердловской области доля поменьше — около 14%, но темпы роста были очень быстрыми.
И есть еще одна жесткая, но важная метрика: в отдельных субъектах совокупная «социальная политика» в расходах достигает 27% — это означает, что большая часть региональных ресурсов уходит на поддержку населения.
— Сколько регионов уже ушли в минус?
— По итогам января–августа с дефицитом — 49 субъектов. Полгода назад было 67, то есть немного выправились. У Оренбуржья дефицит — 11%, у Челябинской области — 10,5%, у Свердловской — менее 1%, всего 0,7%. Для сравнения: у Тюменской области — 19%, Кемеровской — 22%, Архангельской — столько же.
Но впереди декабрь — традиционный месяц больших расходов, когда закрываются контракты и осваиваются бюджеты. Ну и не забываем, что будущий год обещает быть еще более «веселым».
— А что с малыми городами? Они выживают?
— Они не умирают, но медленно сжимаются, пустеют, население сокращается. Конечно, это не Верхняя Пышма, где все хорошо. Но даже в Березовском и Полевском, хоть они и близко к Екатеринбургу, с точки зрения численности не все так хорошо.
Малые города, которые не находятся близко к крупной городской агломерации, просто вымирают, их число постепенно сокращается. Но это долгая, очень долгая история. Населения было 30–40 тыс. - станет 25–30 тыс. Можно опускаться очень долго. Другое дело, что экономика не в лучшем состоянии, понятно, что доходы бюджета низкие.
Живут они небогато, в основном за счет трансфертов из региональных бюджетов. Без собственной экономической базы — шансов мало. Малые города с промышленной базой могут расти, особенно если входят в агломерации, как Верхняя Пышма под Екатеринбургом. Но таких немного. Еще из растущих я знаю только Нововоронеж — город при атомной станции. Там хорошие зарплаты, оттуда не уезжают, но таких примеров единицы.
Свердловск - город госпиталей
Продам участок 10 Га
Главные новости
Свердловский турэксперт спрогнозировал падение спроса на Египет у россиянВ Екатеринбурге отменили рейсы на популярные курортыСрок сдачи нового аэропорта в Оренбурге перенесенСвердловчане продолжают массово устанавливать самозапрет на займыМурашко отметил снижение качества медпомощи в Оренбургской области без СавиновойКонтролеры рассказали, сколько «зайцев» поймали в екатеринбургском транспорте