[18+]
25 декабря 2025 в 16:14

Невьянская башня и «Железный пояс» Алексея Иванова – писатель представил свой новый роман

Алексей Иванов в Невьянске презентовал свой новый роман «Невьянская башня»
© ЕАН. Алексей Иванов
В Невьянске (Свердловская область) в музее возле наклонной демидовской башни писатель Алексей Иванов представил свой новый роман, который так и называется – «Невьянская башня». Корреспонденты ЕАН побывали на этой встрече писателя с читателями.
«… заводы порабощают душу. Им неважно, хорош ты или плох, крепостной или вольный. Ты должен служить заводам безоглядно, должен сам свою жизнь под их волю направлять», - говорится в книге «Невьянская башня». Главный герой романа – Завод, причем именно так - с большой буквы, поскольку это имя собственное. Все работники Завода – его рабы, как простые работяги, так и хозяин Акинфий Демидов. Василий Татищев, начальник казенных горных заводов, важный государственник рюриковских кровей, противостоит внезапно разбогатевшим безродным Демидовым. Но и Акинфий Демидов чувствует в себе огромную силу.
Иванов рассказал, что в разные годы много раз бывал в Невьянске и не раз поднимался на башню, которая его всегда притягивала. Когда писал книгу, приезжал в невьянский музей для сбора материала. Перед презентацией книги и встречей с читателями, несмотря на почти тридцатиградусный мороз, писатель снова поднялся на башню. «Я поблагодарил ее за помощь», - признался Алексей Иванов.
Иванов рассказал, что специально для романа придумывал новые слова. Например, просто слова «флюгер», «громоотвод», или «молниеприемник», как сейчас принято называть, ему казались скучным.
«У меня вместо этого «ветреница двуперстная» и «молнебойная держава». Держава – это шар, а молнебойная, потому что в этот шар должны бить молнии. Получилось красиво, что Невьянская башня увенчана ветреницей двуперстной и молнебойной державой – поэтично, зримо и вполне соответствует фактуре», - говорит Алексей Иванов.
Невьянская башня в лесах, находится на реконструкции
Справка: Невьянская башня - наклонная башня, расположенная в центре Невьянска, была построена в 1721-1725 годах по приказу Акинфия Демидова. Высота башни - 57,5 м, основание в плане представляет собой квадрат со стороной около 9 м. Отклонение башни от вертикали - около 1,85 м в верхней точке, наибольший угол наклона наблюдается у нижнего яруса (3° 16').
Алексей Иванов, который в своем творчестве больше всего внимания уделяет истории Урала, переживает, что регион слабо отмечен на туристических картах страны. Поэтому он разработал туристический маршрут и издал соответствующий путеводитель.
«В России есть две общеизвестные системы туристических маршрутов, которые представляют две разные России. Одна из них - это «Золотое кольцо». Про нее все прекрасно знают, это система туристических маршрутов представляет Россию как крестьянскую страну с кремлями, монастырями, храмами, деревнями и селами. Другая система - «Серебряное ожерелье». Она меньше известна, чем «Золотое кольцо», в нее государство меньше вкладывалось. Это система маршрутов по русскому северу – Архангельск, Мурманск, Холмогоры, Кижи, Кирилло-Белозерский монастырь. Это северная Россия, Россия поморов, Россия уже не крестьянская, а промысловая.
А я подумал, почему нет такой системы маршрутов, которая бы Россию представляла уже не крестьянской и не промысловой страной, а заводской. Потому что Урал – это до сих пор самый старый промышленный регион России, даже в XIX веке это была самая индустриализованная зона планеты Земля. Почему нет системы маршрутов, которая бы представляла третью Россию, рабочую?
И вот я разработал такую систему маршрутов и назвал ее «Железный пояс», чтобы название соответствовало «Золотому кольцу» и «Серебряному ожерелью». То есть, если человек захочет узнать, что такое Урал, что такое индустриальный Урал, то он может воспользоваться этим путеводителем. Разумеется, один из главных объектов путеводителя – это Невьянская башня».
После встречи Иванов подписывал книгу читателям
Подписать книгу собралась большая очередь
Писатель рассказал поклонникам и о том, как создает своих персонажей. Иногда он их «конструирует», иногда берет из жизни, иногда складывает в один образ характеры двух-трех знакомых.
«Единого правила нет, всякий раз это индивидуально в зависимости от потребностей. Что касается конкретных исторических героев, то я поступаю так. Об исторических персонажах мало информации, какими они были людьми. Мы же не знаем, какой человек был Ермак, или Акинфий Демидов, или тот же Кирша Данилов (рабочий демидовского завода, известный собирательством уральского фольклора, герой книги «Невьянская башня» - прим. ЕАН). Я обычно реконструирую образ из того, что осталось от человека: для того, чтобы описать Киршу Данилова, я взял его тексты, которые отличаются ярким своеобразием. Не его песни, былины или пересказы исторических сюжетов, а нормальные бытовые истории. И я представил себе человека, который мог сочинять такие песни или запоминать их, которому такие песни были важны, раз он их потом надиктовал.
Или, например, когда я писал роман «Тобол» и придумывал, каким у меня должен быть Семен Ульянович Ремезов, я подумал, что к тому времени он уже много-много всего сделал: Тобольский кремль построил, летопись написал, кольчугу Ермака нашел, иконы нарисовал, хронику сибирскую сделал, карты начертил. Ему к тому времени было уже 70 лет. И я подумал, что это был за человек, если в 70 лет ему по-прежнему что-то надо, он не успокаивается.
А если он не успокаивается, значит, он не доволен окружающей жизнью, хочет что-то создать, преобразовать. Значит, он все время должен ругаться. Если ему 70 лет, а вокруг него люди, которым 3-40-50 лет, то, разумеется, он считает себя выше их, старше, умнее, то есть он постоянно поучает. Вот и получается образ такого скандального, склочного старика, который всегда ругается, который всегда всем недоволен, который всегда всех поучает, но в глубине души это добрый и направленный на созидание человек. Образы героев моих книг создаются из конкретных обстоятельств и трудов того или иного исторического персонажа», - говорит Иванов.
По словам Иванова, он всегда хотел быть писателем. Рассказал, что уже в зрелом возрасте обнаружил у себя дома обычную ученическую тетрадку, исписанную примерно на треть детским почерком, на обложке которой выведено: «Три Робинзона», фантастический роман, Алеша Иванов, 6 лет».
«Получается, уже в 6 лет я ощущал себя писателем, причем масштабным (смеется), который сразу берется за роман, а не за всякую ерунду типа рассказов. Я всегда хотел быть писателем, для меня это естественно, я так вижу мир.
Я очень долго не мог стать профессиональным писателем, и для меня это была проблема. И я продолжал писать, потому что бросить писать было еще сложнее. И я не завишу от вдохновения, как говорят некоторые авторы. Самое сложное – это придумать интересный сюжет, драматургию. А потом, есть вдохновение - пишешь легче, нет вдохновения - все равно пишешь, просто, может быть, чуть медленнее».
ЕАН/Алексей Иванов на встрече с читателями
Писателю задавали много вопросов. Один из них прозвучал в неожиданно прямолинейной форме о первом романе Иванова, который сразу сделал его знаменитым. Один из читателей спросил: «Что такого случилось в вашей жизни, что вы написали книгу «Географ глобус пропил»?». Оказалось, что произведение достаточно автобиографично и имеет долгую историю.
«В 1993 году я пришел работать в школу учителем географии. В голове у меня была еще советская парадигма - школа должна выглядеть как в кинофильмах «Доживем до понедельника» или «Приключения Электроника», то есть такие мудрые, хорошие учителя, послушные умненькие ребята.
Когда я сам пришел в школу, когда увидел тот ад, который там творится, мне, конечно, захотелось рассказать об этом: мол, братцы, все не так, как нам показывают по телевизору. И я написал роман о школьной жизни, реальной, такой, которую я увидел.
Насколько он автобиографичен? Там действительно то, что я увидел. Но я не тождественен Виктору Служкину, я не бухал со своими учениками, я не приставал к своей ученице, но в походы со школьниками ходил. Мне было 23 года, когда я писал эту книгу, а Служкину в книге 26. Я написал «Географа» в стол, так как ни одно издательство не хотело на протяжении многих лет эту вещь издавать. А когда книга, наконец, вышла, то сразу же стала бестселлером», - вспоминает Иванов.
Алексей Иванов рассказал, что идей у него много, и он уже начал писать новый роман. И снова книга связана с Уралом.
«Следующий роман будет про самоцветчиков, про Ильменский заповедник, точнее - Ильменский хребет, заповедника тогда еще не было. Это 1913 год, так называемая «радиевая экспедиция», инициированная академиком Вернадским, для поиска минералов, которые содержат трансурановые элементы. Герои книги - самоцветчики, различные ученые и деятели в Екатеринбурге - ученые «радиевой экспедиции». Эта книга будет с мистикой», - поделился Алексей Иванов.
«Невьянская башня
Свердловск - город госпиталей
Продам участок 10 Га
Главные новости
Тысячи жителей Серова остались без отопления в -39Невьянская башня и «Железный пояс» Алексея Иванова – писатель представил свой новый романВладимир Путин исключил Куйвашева и генпрокурора РФ Гуцана из ГоссоветаКакие фильмы посмотреть на Новый год, если все надоелоИгра на понижение: как далеко зайдет государство в регулировании ценГлавный свердловский турэксперт поздравил читателей ЕАН с наступающим Новым годом