Режиссер фильмов «Дурак», «Майор» и «Начальник» Юрий Быков встретился с тюменцами в Медиаполисе сегодня. Он раскрыл секреты создания своих фильмов от замысла до поиска продюсеров, рассказал о режиме дня, съемках новой картины и оценил социально-экономическую ситуацию в Тюмени.
По словам режиссера, кино он снимает, чтобы не сойти с ума. А помогает ему в написании сценария режим дня. Только он может заставить его работать: «Встаю, делаю зарядку, завтракаю и иду работать. Гуляю, обедаю и опять иду работать. Но это я, у меня есть определенные проблемы психического характера. Мне нужно заставлять себя работать».
Сейчас Юрий Быков трудится над фильмом «Завод». Картина посвящена проблемам рабочих на заводе, который закрывают.
«Я больше публицист, чем художник. Я занимаюсь социальной тематикой. Но мне кажется, что это важная проблема, потому что реальный сектор экономики развивается с большим трудом, в нем есть достаточно серьезные проблемы объективного характера. Мне кажется, сказать о том, что надо подумать о людях, которые как-то должны трудоустроиться, потому что народ в основном из таких людей состоит, - это очень важно, потому что сырьевая экономика – это не очень хорошо», - поделился Быков.
В своих картинах Быков строит сюжет не от персонажа, а от истории. Для него персонаж – это часть темы, который исчерпывает себя с концом истории. Как только картина заканчивается, сценарист ищет новую «социальную точку кипения». Из нее и вырастает новый сценарий и новый фильм.
Действие «Завода» происходит в маленьком моногородке. Увидеть фильм зрители смогут осенью. О прокате на экранах режиссер говорит не точно, но обещает выход в Сети. Сейчас съемочная группа ищет место для съемок, где в октябре уже зима. Журналисты заверили режиссера, что в Тюмени снег сходит только на три летних месяца. Но регион для съемок новой картины Быков не рассматривает: «Я уже в Архангельске наобещал, что буду снимать там. Смотрел, что вы находитесь на южной широте – откуда у вас может быть снег в октябре? У вас немножко другая ситуация, у вас социально-экономическая ситуация получше, чем в регионах близ Москвы. Потому что у вас «туто бабки». В некоторых регионах чувствуешь себя неловко. К Тюмени это не относится. Здесь побогаче люди живут, чем во многих других городах. Есть такие три города: Казань создает такое впечатление, по крайней мере в центре, отчасти близко похож Воронеж, есть жизнеутверждающие оттенки. А в остальном бывает печально. Это зависит от того, насколько народ загружен работой качественной, насколько хорошо ему платят. Причины-то простые».
Режиссер считает, что такой разницы между регионами не должно быть. Он объясняет ее социальной ориентацией чиновников и власти вообще: «Если будем жить по Чернышевскому, везде будет одинаково хорошо. Но люди же не живут по Чернышевскому. У нас немножко феодальная в этом смысле страна. Она разделена на регионы, которые себя рассматривают вплоть до города, вплоть до подъезда. Все мы отделены друг от друга: есть мое, а есть чужое. Нет у нас еще единого ощущения пространства. Да его нигде, наверное, нет. Сейчас все-таки капитализм. Там, где есть деньги, там есть развитие. Там, где есть только дотации, – его нет».
Свое желание снимать картины в регионе режиссер объяснил поиском аутентичности: «Сейчас что ни фильм знаковый, то регион: «Левиафан», «Географ глобус пропил», «Дурак». Все знаковые фильмы уезжают в регионы, потому что в регионах есть аутентичность. В Москве ее просто нет. Москва - это база. В Москве снимается очень много среднего контента: телевизионные и павильонные вещи. Но Москва не создает чего-то уникального. Она создает массовый контент. Видимо, есть потребность убежать от этой страны в стране».
Несмотря на упоминание знаковых фильмов, режиссер утверждает, что настоящих шедевров за последние 20 лет Россия не видела: «Ни Пушкиных, ни Лермонтовых мы пока не наблюдаем. Мы пока только формируем повестку дня. Мы пока только навоз. Имеем потенциал отличаться от Запада, но пока побаиваемся, стесняемся. Надо просто не бояться, и тогда появится собственный голос».
Желающие встретиться с режиссером не поместились в один зал. Для фанатов Быкова вели прямую видеотрансляцию в соседнем зале. Свою популярность среди молодежи кинематографист объясняет интервью с Дудем: «Большой вклад в раскрутку и популяризацию моей фигуры внес Женя «Бэдкомидиан». Без этих ребят в Интернете ничего бы не случилось. У «Дурака» было 17 копий в кинотеатрах, ну что это? Это ничего».
После знакового интервью с Дудем режиссера стали чаще узнавать на улицах, благодарить за картины. В Тюмени Быкова узнали шесть человек. Для «чернушного режиссера», как называет себя кинематографист, это очень много, утверждает он сам.
Свой след в городе режиссер оставил на стене Медиаполиса, написав фразу из своего подъезда: «Говорите правду – это счастье!» [photos]