Конец года — традиционное время подведения итогов и хорошая возможность помечтать о будущем. ЕАН.Уфа попросил известных жителей Башкирии и героев наших публикаций рассказать о важных для них событиях уходящего года, разочарованиях, которые, увы, тоже случаются, а также поделиться планами. Вот что из этого получилось.
Всеволод Спивак, экономист
— Главным событием года, причем уже второй раз подряд, стала динамика распространения коронавируса. Еще полгода назад казалось, что все заканчивается: формируется пожизненный иммунитет у переболевших, а чудодейственные вакцины сделают остальное. Теперь каждый день только от коронавирусной инфекции в стране умирает более тысячи человек, количество связанных с ней смертей еще выше, а уверенности в том, что вакцины позволят сформировать коллективный иммунитет, нет. При этом Россия периодически выходит на первое место по количеству умерших в мире, а Башкирия даже на этом фоне выглядит плохо.
Несколько месяцев назад, несмотря на свой пессимизм, я был уверен, что в 2021 году мы увидим восстановительный рост реальных располагаемых доходов населения нашей республики. Но пару месяцев назад я ознакомился с прогнозом социально-экономического развития Башкирии. Согласно этому документу, правительство ожидает снижения доходов и в этом году, причем более чем на 3%. Это вызывает самые тягостные чувства, а спад доходов, пусть и символический, продолжится и в следующем 2022 году, что и является главным разочарованием. Особых планов на будущий год нет. Несмотря на растущие системные проблемы и сложности, связанные с ведением бизнеса, иного выбора, как отвечать на происходящее более интенсивной работой, я по большому счету не вижу.
Ренат Факиев, региональный координатор общественного движения в защиту прав избирателей «Голос»*
*внесено Минюстом России в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента
— Для сообщества наблюдателей главным событием всегда являются федеральные выборы, они показывают реальную ситуацию по всей стране, а в Башкирии позволяют сравнить различные районы по качеству организации подсчета голосов. В этом году, например, в Абзелиловском районе подсчет голосов прошел честно, это видно по итогам голосования. Есть и разочарование: сразу после выборов нам пообещали, что будет утвержден второй созыв Совета по правам человека при главе Башкирии. Вот уже третий месяц ждем, а новостей нет. Совет — важный орган, который позволяет донести информацию такой, как она есть, до руководства республики. Важно, чтобы эта обратная связь не прерывалась. В планах — подготовка к наблюдению за выборами в Госсобрание Башкирии в 2023 году.
Глеб Глебов, врач, блогер
— Самая большая радость для меня в этом году — то, что удалось стабилизировать ситуацию с коронавирусной инфекцией. Планы на следующий год — продолжать помогать людям. Возможно, организую маленький частный медицинский центр, а если границы будут открыты, хочу попутешествовать, посмотреть, как живут люди в других странах. Действительность гораздо интереснее, чем сводки новостей.
Камиль Бузыкаев, художник
— Главное событие этого года для меня, оно же разочарование, в том, что стал носить очки. Пока не очень мощные линзы — на плюс полтора. А вот планы на будущий год у меня большие. Хочу провести выставку башкирских художников в арабских странах, об этом уже есть договоренность со спецпредставителем России в Организации исламского сотрудничества Рамазаном Абдулатиповым. Кроме того, планирую представить публике свой фильм про Карима Хакимова (первый полпред СССР в арабских странах — прим. ЕАН). Будем работать над мультфильмом о Ходже Насреддине с Тимуром Бекмамбетовым. Он хочет снять его силами уфимской студии «Муха», сейчас готовимся, рисуем персонажей.
Ольга Баландина, активист движения «Стерлитамак, дыши!»
— Для меня важным событием стала организованная нами в Стерлитамаке в начале года первая конференция «За чистый воздух в промышленных городах России», на которую приехали экоактивисты из разных регионов. На этом мероприятии мы познакомились, поняли, что нас связывают одинаковые проблемы, что мы можем помогать друг другу. Наш небольшой коллектив не развалился, он растет и уже объединяет представителей 20 промышленных городов. Значимым был и приезд в Стерлитамак весной 2021 года руководителя Росприроднадзора Светланы Радионовой, и тот факт, что Салават и Стерлитамак войдут в нацпроект «Чистый воздух» с 2024 года.
В этом году мы приобрели газоанализатор, благодаря ему можем находить в воздухе маркерные загрязняющие вещества, которые не контролируют государственные службы.
Очень надеялась, что руководство промышленных предприятий Салавата и Стерлитамака услышит мнение экоактивистов, но пока этого не произошло, что и стало разочарованием. И все же люди «просыпаются», собирают подписи за чистый воздух, обращаются в контролирующие органы. В планах — продолжать просветительскую работу, рассказывать о праве каждого на благоприятную окружающую среду.
Рамиль Гизатуллин, адвокат по уголовным делам
— Значимым событием года я, безусловно, считаю вынесение 2 декабря 2021 года Октябрьским районным судом города Уфы оправдательного приговора в отношении моего подзащитного. Впервые в российской практике уфимские суды стали выносить оправдательные приговоры в случаях незаконного уголовного преследования по истечении сроков давности. Примечательно, что эта практика началась после соответствующего разъяснения Верховного суда России по обращению жителя Башкортостана.
Самое большое разочарование мне преподнес тот же Октябрьский районный суд Уфы. С 2015 года защищаю парня, которого осудили на 13 лет за изнасилование и причинение тяжкого вреда здоровью.
Еще в 2015 году на следствии и в суде мы ходатайствовали о проведении комиссионной судебно–медицинской экспертизы, выводы которой могли подтвердить его невиновность. К сожалению, следствие и суд нам в этом отказали.
В прошлом году родители парня самостоятельно провели такого рода экспертизу, которая подтвердила их предположения. В начале 2021 года в прокуратуру республики поступило обращение родителей осужденного, которые просили возобновить расследование ввиду новых обстоятельств, поскольку только у надзорного ведомства есть такие полномочия. К сожалению, нам отказали, мы обжаловали решение в Октябрьском районном суде Уфы, который встал на сторону прокуратуры.
Я считаю, что судебные и следственные ошибки имеют место, ведь решения принимаются людьми. Именно поэтому я призываю чиновников признавать это и давать осужденным второй шанс на пересмотр дела. Если человек невиновен, то его надо освобождать.
Какие у меня планы на следующий, 2022 год? Продолжить работу, приобрести новые навыки и умения, расширить географию своей практики. Хотелось бы надеяться на понимание со стороны правоохранителей и судей. Они все видят и понимают, но не любят признавать свои ошибки.
Дарья Кучеренко, журналист, председатель первичной организации профсоюза журналистов и работников СМИ России в Башкирии
— Самое значимое событие для меня — возвращение в Уфу и в журналистику. Я год жила в Израиле, куда уезжала на ПМЖ, но в итоге вернулась. Это произошло по нескольким причинам, в том числе потому, что я поняла, что эмиграция — это не для меня. Я очень люблю Россию, хочу жить здесь и быть полезной своей стране. И я люблю Уфу. Для меня это иррациональное чувство. Уфа не мой родной город, я приехала сюда работать журналисткой в 2016 году и осталась.
Я люблю этот город, как любят человека: когда ты знаешь все минусы, недостатки, когда в ваших отношениях есть трудности, но ты все равно любишь. Мне очень комфортно в многонациональном месте, где пересекаются разные языки и культуры. Уфа сложная, разная, и поэтому тут интересно работать журналисткой. Но я надеюсь, что приношу пользу этому городу не только через журналистику.
В этом году я вместе с подругами запустила проект «Фемтусы» — дискуссионную площадку для женщин о феминизме. Это пространство, где участницы обсуждают проблемы домашнего насилия, безопасности женщин, финансовой независимости.
Еще я выступила с несколькими публичными лекциями — рассказывала, как устроена Башкирия, какие у нас есть институты и как они работают, говорила об успехах и неудачах гражданского общества в этом году. Я рада, что в городе есть площадки, где можно выступать на неудобные темы. Например, лекторий телеканала UTV, где я читала лекции, — для слушателей они бесплатные.
Разочарованием стало преследование политических и гражданских активистов и колоссальное давление на СМИ. За год страна потеряла несколько крутых редакций, талантливейшие журналисты были признаны иностранными агентами, крупнейшие независимые СМИ оказались на грани выживания. Очевидно, что тенденция дойдет и до Башкирии. Уже в Казани несколько моих знакомых, прекрасных коллег, работавших для сайта "Idel.Реалии" (признан Минюстом иностранным агентом), признали иностранными агентами, и теперь посты с котиками в Instagram они должны сопровождать убогой надписью о том, что государство считает их иноагентами. Еще год назад, когда я возвращалась в Уфу, ситуация не была такой критичной. У журналистов был выбор, куда идти работать. Сегодня мы видим, как нашу профессию уничтожают. Независимые, честные журналисты не нужны этому режиму. Здорово, что в Уфе еще осталось несколько десятков честных людей, готовых рассказывать людям правду.
Но настрой у меня пессимистичный. Если все так и продолжится, через несколько лет независимые региональные редакции будут уничтожены. Мне кажется, что сейчас важно объединяться. Чувствовать поддержку друг друга, бороться друг за друга. Именно поэтому в 2021 году в Башкирии появилось отделение профсоюза журналистов. Вместе мы сильнее.
В следующем году я очень хочу остаться в журналистике. Надеюсь, мне это удастся. Я планирую запустить подкаст, героями будут жители Уфы. И рассчитываю делать больше полезных проектов и писать больше честных статей. Хотелось бы еще не болеть и радоваться жизни в городе, который я люблю.
Наталья Тептерева, руководитель Ассоциации пассажирских перевозчиков Уфы
– Год Быка – этим все сказано. На фоне непрекращающихся потрясений от захватившей весь мир заразы многие из нас в этом году перешли в стадию выживания. Мне очень больно видеть, как умирает мелкий бизнес. Мне крайне страшно видеть, как люди остаются без работы и средств к существованию, но они продолжают биться.
Кто-то бьется за право работать, кто-то - за право иметь крышу над головой… В этом году я, к сожалению, видела больше войн, чем мирных отношений. Что-то произошло с нами, и, мне кажется, это безвозвратно.
Сейчас я не про маски и другую атрибутику, а про внутренний мир каждого из нас. Мы как будто закрылись друг от друга, мы стали меньше общаться, помогать, делиться хорошими новостями. Нет, конечно, в моем окружении еще пока остались люди, с которыми я как одно целое, но их становится все меньше. Такое впечатление, что люди углубились в свои проблемы, потому что не знают, что с ними будет завтра. Недавно я общалась с одним близким другом, и на мой вопрос, общается ли он с другим нашим другом, получила ошеломляющий ответ:
«А у него что-то хорошее в жизни происходит? Мне и так негатива в последнее время хватает, не сегодня-завтра с работы попрут, мы стали все тендеры проигрывать!»
Это же кошмар! И такие высказывания я стала слышать все чаще и чаще. Многие находятся в депрессивном состоянии от непонимания и неуверенности в завтрашнем дне, поэтому они, нахмурившись и, образно говоря, выставив рога вперед, пытаются защищаться, порой даже там, где это совсем не нужно. Но есть и хорошие события в 2021 году. Я встретила на своем пути замечательного человека, можно даже сказать - соратника, единомышленника, которого не видела более 20 лет, и до сих пор не могу насытиться общением и дружбой, что дает силы верить в хорошее будущее завтра. Всем хорошего настроения, здоровья и с наступающим Новым годом!
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42