[18+]
27 декабря 2021 в 13:23

«Многие решили покинуть сферу»: как рестораны и кафе Челябинска пережили 2021 год

© ЕАН
Заведения общественного питания в этом году столкнулись с очередной волной ограничений. Работа до 23:00, вход по QR-коду, маски и перчатки. Владельцы ресторанов и ресторанные критики поговорили с ЕАН о том, как на рынке сказались новые обстоятельства и что будет дальше.

Удар пандемии

По оценке челябинского бизнес-омбудсмена Александра Гончарова, с введением очередных ограничений у рестораторов упала выручка на 30-40%. Стагнация – вот главное слово, которое характеризует рынок общепита, считает ресторанный критик Азат Сапармамедов. В этом году не было громких открытий, в основном на рынок приходили небольшие кафе.
«Громких закрытий тоже не было, если кто и закрылся, то им давно пора было уйти. Из нового – в этом году рестораны и кафе расширяют услуги доставки. Сейчас почти у каждого заведения есть своя доставка», – отмечает Азат Сапармамедов.
С характеристикой ситуации не согласна владелица ресторанов Envy Food&Wine и баров Greenery и Boris bar Татьяна Мизюрина.
«Это не стагнация, а новая реальность. В ней нам теперь жить, открывать или закрывать рестораны. Ковид изменил людей, у них появились другие ценности и привычки. А ресторан - это не только про еду, но и про эмоции и привычку. Люди два года дома сидели, у нас просто культурно-развлекательную составляющую взяли и растоптали. Из-за сложных условий в этом году не было ни одного открытия, которое бы изменило рынок. Если в Екатеринбурге появилось порядка 10 проектов, то у нас - ни одного», – говорит ресторатор.
«Это не стагнация, а новая реальность»
«2021 был однозначно непростым. Запреты, QR-коды, санитарные нормы, маски, рассадка нанесли ущерб бизнесу, потому что эти условия принесли дополнительные траты. Многие игроки решили покинуть сферу», – рассказывает Татьяна Мизюрина.
Что касается ресторанов: в этом году отработали нормально, говорит Татьяна Мизюрина.
«На нас почти никак не повлияли ограничения, если только на 5-10% в пределах погрешности. А вот бары практически уничтожены. Мы работали только с 5 до 11 вечера – несколько часов. Естественно, у ребят сильно упала зарплата. Я не могу платить такие деньги, поэтому барный бизнес у меня весь дотационный, мы вкладываем туда свои средства», – признается ресторатор.
Особенно неприятным сюрпризом для рестораторов стало введение QR-кодов. С 1 декабря вход во все заведения – только по сертификату о прохождении вакцинации от коронавируса.
«С QR-кодами посещаемость упала: далеко не все гости сделали прививки, не у всех есть эти коды. И хотя мы со своей стороны выполнили все обязательства – привили сотрудников, расставили правильно столы, выполняем все предписания Роспотребнадзора, – в отношении общепита все равно ввели ограничения. Что касается цифр: например, у нас есть корнер в ТРК «Фокус» на территории гастропарка. В первые дни ограничений выручка там упала на 80%, к концу месяца отрицательный показатель дошел до 45%, и цифра до сих пор стоит на месте», – рассказывает владелица ресторана Gong, бистро Grandma и корнера Bird Татьяна Старовойтова.
«Для нас это нонсенс. И после 15 декабря обычно посещаемость растет, но не сейчас. Чем я могу помочь? Ничем. Написали письмо губернатору, но нас, к сожалению, не услышали. Да, отменили запрет на работу после 23:00, но на нас это не сказалось, ведь мы находимся в спальном районе и шумных вечеринок не проводим», – говорит Татьяна Старовойтова.

Жизнь продолжается

Но, несмотря на сложные условия, рестораторы продолжают открывать новые заведения. В апреле в офис-центре «Челябинск-Сити» распахнули двери рестораны «Легенда» и «Буфет на Большой», в конце года в ТРК «Мегаполис» начал работу гастропарк. В январе 2022 года Татьяна Старовойтова откроет новый ресторан «Камчатка», где будут подавать свежие морепродукты.
Гастропарк / Фото: "Мегаполис"
«Если придерживаться фразы «раньше было лучше», то остается только сидеть и деградировать. Никогда не будет так, как раньше. Надо учиться и работать, исходя из тех возможностей, которые дает государство, космос, Вселенная – у всех по-разному. У нас сильная команда, руководящий состав на новом проекте – те, кто пришел ко мне раньше на должность официанта, повара, бармена. Это придает уверенность», – объясняет смелый шаг Татьяна Старовойтова.
Татьяна Мизюрина также планирует развивать бизнес дальше.
«Два года было достаточно, чтобы привыкнуть к новым условиям. Я устала сидеть на месте, будем двигаться вперед. Возможно, поменяем существующие проекты или поработаем над созданием более простых, понятных и бюджетных. Будем объективны: люди потеряли не только привычку ходить по ресторанам, но и деньги», – констатирует она.
Сейчас задача рестораторов – компенсировать падение объемов за ноябрь и декабрь. Последний месяц года – один из самых «горячих» для отрасли. И заведения общепита по-разному привлекают гостей. Как рассказывает ресторанный обозреватель и автор блога «13ресторанов», в ход идут классические маркетинговые стратегии.
«Заведения начали предлагать наборы из блюд. Это подходит для тех, кому не хочется выбирать. На доставку делают скидку - плюс подарок от определенной суммы заказа. Что требуют люди в декабре? Хлеба и зрелищ. Поэтому сейчас многие заведения стараются привлечь гостей живой музыкой и предновогодней программой. После отмены ограничений по времени работы рестораны могут предложить и новогоднюю программу», – рассказывает ресторанный обозреватель.
По мнению Азата Сапармамедова, владельцы ресторанов и кафе уже не хватаются за голову, как это было раньше при первых ограничениях. Многие уже привыкли к такой нестабильности и продолжают открывать и закрывать заведения, не слишком загадывая наперед. Далеко вперед.
Наталья Горюнова
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42
Свердловск - город госпиталей
avito
Главные новости
Главный торговый рынок Оренбурга оказался под угрозой закрытияВ резиденции свердловского губернатора на площадке омбудсмена прошел круглый стол ЕАН по ресоциализации участников СВОФК «Урал» объявил об отставке главного тренераМитрополит Екатеринбургский Евгений призвал защищать авторитет учителейПассажиры задержанного рейса Екатеринбург - Хургада готовятся к бунтуКредиторы требуют с муниципального «Екатеринбургэнерго» почти 95 млн рублей