Вся элита Челябинска — в проекте ЕАН
Известный челябинский журналист Дмитрий Моргулес продолжает препарировать политическую элиту Челябинска. Сегодня речь пойдет о группе влияния, олицетворяющей действующую власть в регионе.
Часть третья
Власть имеющие
Так называемые «магнитогорские» всегда были внушительной, заметной силой в южноуральской политике. Разумеется, вызвано это прежде всего влиянием экономическим: Магнитогорский металлургический комбинат — крупнейший налогоплательщик в регионе, от платежей которого в достаточно серьезной степени зависит благополучие регионального бюджета.
До 2014 года «магнитогорские» не присутствовали во внутригородских раскладах в областном центре, ограничиваясь статусом группы влияния регионального уровня с ясным лидером (владелец ММК Виктор Рашников) и четко ограниченными интересами и политическим присутствием в законодательной власти на уровне региона и Государственной думы (своего рода «магнитогорская квота» — несколько депутатов Заксобрания области плюс один-два, в зависимости от общего числа, депутата Госдумы).
Однако пять лет назад вместо Михаила Юревича пост губернатора Челябинской области занял Борис Дубровский — один из представителей группы, на тот момент — гендиректор ММК. С его приходом постепенно начало расти и представительство «магнитогорских» в областных структурах власти. А год спустя, с проведением муниципальной реформы и «внедрением» в 2015 году Евгения Тефтелева на пост главы администрации Челябинска, а потом и главы города, — в городских раскладах.
«В то же время нельзя сказать, что "магнитогорские" получили в Челябинске доминирующее положение, — считает политтехнолог, гендиректор информационно-аналитического агентства «Монитор» Алексей Ширинкин. — Сказалась и недостаточная величина "кадровой скамейки", и ряд управленческих ошибок, допущенных за эти годы, и прочность позиций других локальных групп влияния».
Сейчас большая часть экспертов, опрошенных в ходе подготовки этого материала, определяет «магнитогорских» как сложносоставную и достаточно неоднородную по своему составу группу, имеющую «суперлидера» — Виктора Рашникова, лидера — Бориса Дубровского, занимающего пост главы региона (но являющимся куда менее влиятельной фигурой, нежели тот же Рашников), личных представителей Рашникова на уровне региональной власти, а также подгруппы, «завязанные» на ближайших соратниках Бориса Дубровского, которые имеют собственное «клиентское» окружение, ресурсы, цели и задачи.
Кадровый состав группы
«Суперлидер» группы — Виктор Рашников
Самый богатый и влиятельный человек в Челябинской области. Владелец Магнитогорского металлургического комбината — крупнейшего предприятия в регионе (выручка — более 400 млрд рублей в год, входит в топ-30 крупнейших российских компаний). Рашников — № 14 в рейтинге 200 самых богатых бизнесменов России по версии журнала Forbes (личное состояние — 9,3 млрд долларов).
Имеет личный контакт и хорошие отношения с президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым и обширные связи на федеральном уровне власти. Президент регионального отделения Союза промышленников и предпринимателей, обладает непререкаемым авторитетом в сообществе крупнейших бизнесменов региона.
«Виктору Филипповичу уже давно не слишком-то интересны процессы, происходящие в Челябинской области, — считает один из членов регионального СПП. — Область его интересов — глобальные рынки, конкуренция с такими же, как он, владельцами крупнейших металлургических холдингов, взаимоотношения с федеральной властью, личные контакты с президентом. А область — да лишь бы то, что тут происходит, не слишком влияло на бизнес».
Личные политические задачи, по мнению тех экспертов, с которым мы беседовали, — сохранить влияние и присутствие на уровне региона, «магнитогорскую квоту». По возможности — сохранить за Борисом Дубровским пост главы региона. В случае смены губернатора — наладить взаимоотношения со сменщиком, избежать угроз бизнесу с его стороны.
«Не забывайте, что сейчас для любого российского топ-олигарха "свой" губернатор — не только влияние, но и ответственность, — подчеркивает все тот же член регионального СПП. — Так что, с одной стороны, он может предлагать своих людей, но если вместо того же Дубровского будет предложена кандидатура, не антипатичная интересам ММК, Виктор Филиппович легко на нее согласится».
На долгосрочный период загадывать сложнее — Виктору Рашникову в этом году исполняется 71 год.
Виктор Рашников (фото Илья Московец)
«Личная клиентела» Виктора Рашникова в политическом поле
Олег Цепкин — член Совета Федерации. Выходец из менеджмента ММК. В публичном пространстве почти не присутствует, но, вероятно, возложенные на него функции выполняет.
Виталий Бахметьев — депутат Государственной думы РФ, экс-глава Магнитогорска, в прошлом — топ-менеджер ММК.
Павел Шиляев — депутат Законодательного собрания Челябинской области, гендиректор ММК.
Андрей Еремин — депутат Законодательного собрания Челябинской области, топ-менеджер ММК.
Сергей Шепилов — депутат Законодательного собрания области, топ-менеджер ММК.
Алексей Бобраков — министр имущества и природных ресурсов Челябинской области, экс-депутат Государственной думы РФ. Перешел на пост министра в результате «размена» с уходившим в Госдуму с поста губернатора Челябинской области Михаилом Юревичем. В равной степени является как представителем «клиентелы» Рашникова, так и членом команды Бориса Дубровского.
Марина Шеметова — депутат Законодательного собрания области, экс-менеджмент ММК, главврач детской городской больницы Магнитогорска.
Павел Шиляев (фото ruspekh.ru)
Лидер группы — Борис Дубровский
Губернатор Челябинской области. До этого — гендиректор ММК. В силу нынешней должности имеющий формальные ресурсы и полномочия доминирования в политическом пространстве региона и в том числе — в областном центре.
— Вне сомнений, Дубровский — лидер нынешней административно-властной команды, — напоминает политолог, кандидат философских наук Андрей Лавров. — Как и полагается губернатору.
В то же время политическое будущее Бориса Дубровского не определено — даже в ближайшем окружении нет четкого понимания, дан ли ему карт-бланш на выдвижение на второй губернаторский срок.
— Это до некоторой степени провоцирует некий разброд и шатание в политическом пространстве как Челябинска, так и всей области в целом, — подчеркивает Алексей Ширинкин.
Борис Дубровский (фото Андрей Ткаченко)
Подгруппа Евгения Тефтелева
Была сформирована с приходом лидера подгруппы на пост главы администрации Челябинска (конец 2014 года) в качестве команды для управления городским хозяйством и политическими процессами в областном центре.
Сейчас, с уходом Тефтелева с поста мэра на должность вице-губернатора, подгруппа де-факто лишилась своего лидера (даже при сохранении еще на какое-то время личного влияния бывшего мэра на членов своей команды). Часть ее членов находится в поиске возможных новых покровителей.
Евгений Тефтелев (фото Андрей Ткаченко)
Лидер — Евгений Тефтелев
Вице-губернатор Челябинской области. Экс-мэр Челябинска, до этого — мэр Магнитогорска, министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области (во время губернаторства Петра Сумина). Имеет личную историю отношений и с Борисом Дубровским, и с Виктором Рашниковым. Опытный аппаратчик. Даже после увольнения из мэрии контролирует многие процессы в городском хозяйстве.
Владимир Елистратов — врио главы Челябинска, вице-мэр города по имущественному комплексу и правовым вопросам. Когда-то несколько лет работал в структуре МВД. Специалист по имущественным вопросам. Считается «человеком Тефтелева», работал его заместителем еще в областном минпроме. Считается, что имеет собственные связи в разных кругах и, возможно, собственные экономические интересы. Как уверены наблюдатели, со временем будет все больше играть в «свою игру». Если, конечно, останется главой Челябинска.
Елена Мурзина — вице-мэр Челябинска по экономике. Старый соратник Евгения Тефтелева со времен работы в областном правительстве. Эксперты считают, что она может покинуть свой пост (состояние здоровья, возраст, возможная «несработка» с Владимиром Елистратовым).
Владимир Слободской — вице-мэр Челябинска по градостроительству. Когда-то занимал эту должность еще в начале 2000-х. Классический пример просто опытного чиновника, который в силу возраста и отсутствия значимых собственных амбиций «не испортит, но и не вспашет».
Сергей Репринцев — председатель комитета по градостроительству и архитектуре Челябинска. Самый молодой из значимых членов конгломерата «магнитогорских». Амбициозен, замыкает на себе одну из ключевых отраслей городского хозяйства. Имеет прямой выход на Бориса Дубровского, по сути — прямой его подчиненный.
Сергей Чигинцев — председатель комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города. Один из ключевых управленцев в структуре мэрии, курирует самые чувствительные вопросы для всей элиты города. С Евгением Тефтелевым работал еще в минпроме области в середине 2000-х годов. Умный, опытный, «византиец».
Дмитрий Довженко — депутат городской думы Челябинска, председатель комиссии по бюджету гордумы, советник главы города по вопросам связей со СМИ. Во времена губернаторства Михаила Юревича считался членом его команды. Сейчас больше занят попыткой сохранить собственный статус да созданием сплетен и слухов в медиапространстве.
Подгруппа Евгения Редина
Лидер — Евгений Редин. Первый вице-губернатор Челябинской области. Непосредственно курирует всю «социалку», через которую проходит подавляющая часть областного бюджета. Во время отсутствия в регионе Бориса Дубровского исполняет его обязанности, подписывает документы. Считается руководителем неформального штаба по переизбранию Бориса Дубровского на новый срок. Имеет хорошие личные отношения с Виктором Рашниковым, эксперты считают его именно человеком Рашникова в команде и окружении губернатора.
Татьяна Никитина — министр социальных отношений Челябинской области.
Ирина Михалевская — руководитель регионального фонда обязательного медицинского страхования, выходец из структур ММК. Бюджет ТФОМС — более 43 млрд рублей.
Иван Сеничев (фото Андрей Ткаченко)
Подгруппа Ивана Сеничева
Лидер — Иван Сеничев
Бывший вице-губернатор Челябинской области, после скандала с «е… областью» был отправлен в «ссылку» как директор хоккейного клуба «Трактор», который он до этого курировал в качестве вице-губернатора. В то же время продолжает оставаться лично близким и преданным Борису Дубровскому, даже несмотря на очередную подставу со своей стороны (угрожал по телефону болельщику-инвалиду, после чего за директора хоккейного клуба пришлось извиняться лично губернатору). Кроме того, считается достаточно эффективным политтехнологом, способным на качественную организационную работу в рамках избирательных кампаний. Есть мнение, что именно его усилия (в совокупности с усилиями председателя облизбиркома Сергея Обертаса) привели к поражению Валерия Гартунга в одномандатном округе на выборах в Госдуму в 2016 году.
Сергей Обертас — председатель областной избирательной комиссии. Переформатировал ее работу «под себя» и под нужный команде результат. Одна из «последних надежд» Бориса Дубровского в ходе избирательной кампании осени-2019.
Алексей Лошкин — председатель областной контрольно-счетной палаты. Один из немногих «немагнитогорцев» во всей группе. В силу должности обладает серьезными рычагами влияния на процессы, связанные с любыми движениями денег областного бюджета.
Амбициозен. Ходили разговоры о том, что он претендовал на пост мэра Челябинска.
Алексей Малофеев — руководитель исполкома регионального отделения партии «Единая Россия». Занимается текущей партийной работой, находится в состоянии потенциального конфликта за власть в региональном отделении как с секретарем отделения Владимиром Мякушем (лидер «Старой гвардии»), так и со своим первым заместителем по исполкому Дамиром Утарбековым — ставленником «молодогвардейцев» Владимира Бурматова.
Александр Дубровский (фото vk.com)
Подгруппа «семьи» Бориса Дубровского
Ряд лично близких к главе региона лиц, занимающих относительно заметное положение в бизнесе.
Наталья Салеева — давний партнер Бориса Дубровского, экс-директор его личного бизнеса. С приходом Дубровского на пост губернатора стала директором областной «Корпорации жилищного строительства и ипотеки». Отметилась неоднозначными решениями на этом посту, которые привели к конфликтам с другими игроками. Но остается личным доверенным лицом губернатора.
Александр Дубровский — сын главы региона, на которого сейчас записан весь бизнес семьи и которому за последние несколько лет отошли госконтракты на несколько миллиардов рублей. Группа «Синай», находящаяся в собственности Дубровского-младшего, имеет серьезные интересы в сфере городского строительного сектора — реновация квартала на северо-востоке Челябинска и совместный с семьей Вайнштейнов проект строительства комплекса с аквапарком в Советском районе города.
Олег Лакницкий (фото Ярослав Наумков)
Олег Лакницкий
Совершенно отдельный, самостоятельный игрок во всей группе «магнитогорских». Владелец крупнейшего застройщика Магнитогорска «Магнитострой», с приходом во власть Бориса Дубровского начавший активную экспансию в областной центр. Осуществляет достройку проблемного микрорайона «Академ-сити», числится застройщиком объектов к саммитам ШОС и БРИКС, есть еще проекты в сфере жилищного и коммерческого строительства. Имеет собственную и давнюю историю отношений с Виктором Рашниковым.
Ресурсы группы
Кадровый ресурс
Достаточно ограничен даже в рамках текущих задач. Отсутствие полноценной команды, достаточной для удержания власти в области и в городе, — одна из основных проблем всей группы.
«Весь Магнитогорск в Челябинск не перевезешь, да и смешивать Рашникова и его реальный топ-менеджмент с теми, кто управляет Челябинской областью, не следует. Дубровский лишь пользуется ресурсами Рашникова, своих он почти не имеет», — отметил представитель предпринимательского сообщества области.
Группа отчасти контролирует лишь самые базовые для управления должности на уровне областной и городской власти (не более полутора-двух десятков человек). Есть вопросы к их реальному уровню компетентности.
«Если брать тех же Редина и Сеничева, то лучшее место для них — перед зеркалом, там красоваться проще», — язвительно заметил один из опрошенных экспертов, несколько лет проработавший в правительстве области на руководящих должностях.
Более того, «магнитогорским» не удалось сформировать и хоть сколь-нибудь значимый лояльный кадровый резерв среди местных, «челябинских». По сути «местными» кадрами является лишь часть подгруппы Евгения Тефтелева да Алексей Лошкин в подгруппе Ивана Сеничева.
Нет у «магнитогорских» и своего собственного пула кандидатов в городскую думу, что резко снижает возможности влиять на ее формирование. А после выборов в районные собрания депутатов и городскую думу при определенных сценариях и вовсе случится полная утрата фактического контроля за управлением областным центром и его хозяйством.
Не контролируют «магнитогорские» и региональное отделение партии власти, даже несмотря на вступление в ряды «Единой России» Бориса Дубровского — реальная власть в ней сохраняется за Владимиром Мякушем и отчасти — за Владимиром Бурматовым.
Алексей Лошкин (фото chelyabinsk.er.ru)
Финансовый ресурс (всех «магнитогорских»)
Значительный. Прежде всего это возможность в предвыборных целях оперировать возможностями регионального бюджета. Кроме того, с учетом личных финансовых возможностей Виктора Рашникова (если, конечно, тот примет решение вложиться) этот ресурс становится в рамках города и региона почти безграничным.
Впрочем, без помощи Рашникова все не так позитивно.
«По сути им (Дубровскому и его группе — прим. ЕАН) не удалось укорениться в Челябинске. Все, чем они здесь занимаются, — крупное, но "щипачество", не более того», - подчеркнул эксперт, предприниматель, работавший в структурах областной власти.
Электоральная база поддержки
По мнению подавляющего большинства опрошенных нами экспертов, в Челябинске она носит «отрицательный характер» — столь непопулярен у жителей города и сам Борис Дубровский, и бывший четыре года мэром города Евгений Тефтелев. Так же непопулярен в важной для городской жизни хоккейной среде и Иван Сеничев. Евгений Редин, Олег Лакницкий и «семья» Бориса Дубровского по большей части неизвестны электорату.
Силовой ресурс
Возможности Виктора Рашникова — значительны, прежде всего на уровне Магнитогорска и связей в федеральных силовых структурах.
Собственные возможности остальной части группы минимальны и ограничены рабочими контактами. Разве что стоит отметить подмеченные экспертами дружеские отношения Евгения Тефтелева и начальника регионального УФСБ Юрия Никитина.
Медийный ресурс
Номинально — самый значительный в регионе. Областной медиахолдинг ОТВ, издательский дом «Губерния», официозный медиахолдинг «Гранада-пресс», контрактные отношения со значительной частью окружных СМИ и региональных редакций федеральных СМИ. Плюс — как резерв — почти неограниченные возможности по увеличению затрат на медиа за счет бюджета области.
В то же время часть экспертов отметила невысокую эффективность использования этого ресурса и низкую квалификацию менеджмента. Кроме того, руководители упомянутых структур замечены в активной работе на лидера другой группы влияния — «молодогвардейца» Владимира Бурматова, который появляется в эфире областных медиа едва ли не чаще Дубровского и де-факто уже несколько месяцев работает в режиме собственной полновесной «губернаторской кампании».
Цели и задачи группы на 2019 год
Прежде всего — сохранить в качестве губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. Текущая задача — поставить на пост главы Челябинска лояльного себе человека.
В случае же потери власти Борисом Дубровским опрошенные эксперты считают, что группа «магнитогорских» «вылетит из Челябинска, как пробка» и съежится до размеров «додубровских» времен. И основной задачей (прежде всего окружения Бориса Дубровского) станет максимально быстрая и качественная «зачистка хвостов».
«Есть еще одно наблюдение, важное для понимания того, что сейчас происходит в Челябинске и в области, — подмечает директор аналитической группы «Интро-Н» Дмитрий Чудиновских. — Даже в Магнитогорске есть очень сильное противостояние "комбината" с бизнесом, сумевшим вырасти вне ММК. На мой взгляд, так происходит потому, что "комбинатовский" организм, образ мыслей строится на принципе «давить или подчиняться». Они эту болезнь свою и в Челябинск притащили. В этом их свойстве и заложено возможное в будущем поражение».
Продолжение следует.