Планы открытия метротрамвая, анонс строительства аквапарка и спортивного мини-города, рост ввода жилья – все в эти события в жизни Челябинска подняли актуальность концепции развития города. Основной документ в этой сфере – Генеральный план. А вот с ним все непросто. Челябинск живет по документу 2002 года, и он уже не соответствует действительности, а новый никак не могут принять. Власти обещают сделать это к III-IV кварталу 2021 года. Но чего ждать от Генплана и действительно ли он так нужен городу – мнения экспертов об этом в материале ЕАН.
Генеральный план — научно обоснованный перспективный план развития города и один из ключевых документов для территориального планирования.
В Генплане 2020 года нет новых районов. На примере видно, что Парковый – это пока зеленая зона
Попытка принять новый Генплан в 2020 году провалилась. Разрабатывать документ начали еще в 2017 году. Институт «Гипрогор» из Москвы выиграл контракт на создание Генплана для Челябинска с перспективой на следующие 20 лет. Документ обошелся городу в 27 млн рублей.
Работы проводились в три этапа:
- сбор и анализ информации (2017 год);
- разработка положений о терпланировании (2018 год);
- согласование и утверждение документа (2019 год).
Но третий этап затянулся. В марте 2019 года Генеральный план был опубликован в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а в августе 2019 года провели публичные слушания.
Дополнительно управление архитектуры вместе с администрациями внутригородских районов Челябинска проводили встречи с жителями для презентации итоговых материалов проекта Генплана Челябинска, доработанных после публичных слушаний. Встречи проходили в районах по поручению главы Челябинска Натальи Котовой с 23 по 31 января 2020 года. В целом в презентациях приняло участие больше 300 человек. Тогда концепцию снова начали критиковать, указывая на ее несостоятельность и то, что высказанные на публичных слушаниях ошибки так и не были исправлены.
Но в 2020 году – после всех обсуждений, принятий и доработок Генплана – мэрия начинает разработку проекта стратегии социально-экономического развития Челябинска до 2035 года (с целевым видением до 2050 года). Как отмечают в администрации, Генплан учитывает стратегию города. Поэтому документ привели в соответствие с этим проектом (который еще не принят).
«Принимая во внимание, что Генеральный план города должен учитывать основные направления стратегии, было решено по окончании разработки проекта стратегии сверить с ней содержание проекта Генплана Челябинска и утвердить его после утверждения стратегии. В настоящий момент материалы проекта Генерального плана не противоречат проекту стратегии Челябинска», – отметили в пресс-службе мэрии.
Быть или не быть
Павел Крутолапов на форуме «Будущее города» от «Делового квартала» отметил, что Генплан – абстрактный документ и сейчас идут споры о том, нужен ли он вообще. Эксперты, опрошенные корреспондентом ЕАН, отмечают: Генплан Челябинску обязательно нужен.
«И по законодательству Генплан нужен в том числе. Но главное для города – это документ о стратегическом планировании согласно ФЗ-172. Стратегии пока в городе нет. Генплан призван решить тактические вопросы – расселение, привлекательность города и его бренд, доступность городских сервисов, качество жизни и пр. То есть Генплан – это карта, на которой обозначено, где, что должно появиться и почему», – говорит управляющий партнер Development Pro Вахтанг Чикаберидзе.
Сомнений в том, что документ может быстро устареть, быть не должно – эксперт приводит в пример Тюмень и Иннополис, которые полностью развиваются по Генплану.
«Лучше развиваться по плану и понять, что его нужно корректировать, чем двигаться абсолютно без каких-то планов, хаотично и невнятно. Когда никто не знает, где что появится, это осложняет дело. Например, строятся в городе элитные объекты, а вокруг появляется жилье эконом-класса, и все вокруг говорят – а зачем они тут строились?» – отмечает Вахтанг Чикаберидзе.
Другой пример – под Челябинском планировали строить малоэтажное жилье, и вдруг рядом начали возводить высотки. Так выросли целые, по сути, новые микрорайоны: Вишневая Горка, Белый Хутор, Просторы и другие. Транспортная инфраструктура, соответственно, не была подготовлена. Из-за этого утром на въезде в город образуются пробки. Генплан должен предусматривать такие проблемы.
Известный своей непримиримой позицией по отношению к новому Генплану депутат Центрального района Челябинска Роман Никитин считает, что власть сегодня не заинтересована в принятии документа – это позволяет гибко подходить к решению вопросов о дальнейшей стройке в городе.
«Когда застройщик приходит в администрацию с намерением что-то построить, представляет проект, он поступает под крылышко архитектуры города, которая должна проверить [проект] на соответствие нормативам по садикам, школам, парковкам и пр. В итоге на Тополиной аллее по нормативам не хватает парковочных мест: у нас обещали построить четыре подземных парковки – нет ни одной. И по городу таких мест очень много», – говорит Никитин.
Уроки истории
Мы заглянули в историю развития города – в Челябинске было разработано четыре Генплана: в 1936, 1947, 1967 и 2002 годах. Правда, в 1838 году у них был «прародитель» - проект развития города, в котором была обозначена необходимость сохранения полицентричности.
- В 1936 году в Генплане город разделили на пять районов, предусмотрено развитие жилой территории вокруг исторического ядра. Война смешала все планы – в город были эвакуированы десятки крупных промышленных предприятий, и это не могло не отразиться на Челябинске.
- В 1947 году основной архитектурно-планировочной идеей было объединение разрозненных частей города в единый организм. Чурилово и северо-запад стали рассматривать как территории перспективного планирования. Кроме того, в документе было предусмотрено строительство гранитных набережных реки Миасс.
- В третьем Генплане от 1967 года тоже было несколько интересных идей: планировался вывод из города промышленных предприятий или изменение профиля предприятий. По Генплану руководство планировало перебазировать из зон жилой застройки ряд мелких промышленных, коммунальных предприятий и складов в организованные промышленные зоны. Главная градостроительная идея тех лет – включение в архитектурно-планировочную композицию города Шершневского и Каштакского боров, Шершневского водохранилища и реки Миасс.
Москва не сразу строилась, Челябинск – тоже
В новом Генплане, причем даже в предыдущей версии, были идеи, которые могут положительно отразиться на развитии Челябинска, считают эксперты.
«В будущем Генплане есть несколько серьезных положений: о единой набережной и создании большой – в 114 км – зеленой набережной. Документ может действительно решить часть проблем города, например, частично – с экологией, частично – с транспортной доступностью, экотропами, велосипедными дорожками», – предполагает Вахтанг Чикаберидзе.
Правда, с реализацией крупных проектов в Челябинске пока трудности – набережную в 500 м вовремя не построили, недостроенный конгресс-холл красуется в центре, а тема метро давно стала практически анекдотом.
По словам транспортного эксперта и урбаниста Алексея Радченко, в новом Генплане предусмотрено развитие трамвайной сети, и то это для города будет только в плюс. Например, трамваи предлагают пустить до отдаленных районов, включая Парковый.
«Метро Челябинску не нужно. Проблема давно назрела, и ждать больше нельзя. Город широкий, больших масштабов, и место для скоростного транспорта есть, зачем его уводить под землю? Ничего не мешает начинать развивать эту тему и без Генплана», – отметил Алексей Радченко.
Кстати, буквально на днях губернатор Алексей Текслер рассказал, что в Челябинске появится метротрамвай. Вагоны будут ходить по существующим линиям, а также спускаться в туннели метро. Для этого построят спецальные спуски и подъемы. Сумма инвестиций составит около 46 млрд рублей.
Есть и недочеты в новом Генеральном плане. Как говорит Роман Никитин, в районе Лакокрасочного завода – недалеко от шлакоотвалов – авторы не принятого в прошлом году Генплана предложили сделать кампус для студентов на 2,5-3 тыс. мест.
«Они хотели сделать там общежитие, студенческие корпуса, творческие мастерские и совместить промзону и проживание. При этом рядом шлакоотвалы, ветер разносит пыль. И как там людям жить? Как можно туда отправить студентов?» – недоумевает Роман Никитин.
Это не единственная претензия к Генплану, которую выставили жители города. Вахтанг Чикаберидзе отмечает: главное, чтобы в плане учли озеленение и обеспеченность городскими сервисами.
«Все, чем мы пользуемся еженедельно и ежедневно: от театра до работы, от школы до магазинов. Такие сервисы должны быть в пешей доступности», – заключает Чикаберидзе.
Остается дождаться решения Челябинской городской думы по документу. С высокой вероятностью его примут.
«Депутатам оказалась близка основная концепция градостроительного направления развития города: не за счет расширения границ, а за счет освоения уже существующего внутригородского пространства. При этом важно отметить, что речь идет не об уплотнительных застройках, а о рациональном освоении свободных участков», – отметили в пресс-службе думы после первого рассмотрения документа.
Напомним, что в Челябинске давно говорится о необходимости развития города вглубь, а не вширь. Так, например, планируется реновация жилого сектора в Ленинском районе, вдоль Копейского шоссе.
Автор: Наталья Горюнова
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42