В регионах России обсуждают варианты реформы системы местного самоуправления. Законопроект был принят в первом чтении, а затем был отправлен на доработку. Заместитель губернатора Челябинской области Станислав Мошаров, курирующий внутреннюю политику в северной и горно-заводской частях региона, в интервью ЕАН рассказал о своем отношении к действующей и будущей конфигурации власти. Кроме того, он прокомментировал ситуацию в самых сложных подведомственных ему муниципалитетах: конфликт между властями Каслинского района и города, противостояние депутатов и главы Кунашакского района, провал вакцинации в Миассе и Златоусте.
- Станислав Иванович, вы работали главой города во времена, когда существовала двуглавая система власти, были председателем Гордумы, теперь курирует внутреннюю политику ряда муниципалитетов. Как вы оцениваете реформу местного самоуправления, которая обсуждается на федеральном уровне применительно к Челябинской области?
- Хотелось бы увидеть окончательный вариант этого закона, чтобы уже обсуждать конкретные изменения. Понятно, что муниципальная власть будет частью единой вертикали государственной власти. И это правильно! Даже большим муниципалитетам невозможно работать без региона.
Что касается моего опыта руководства городом, то нужно понимать, что даже Челябинск с точки зрения доходов зарабатывает только половину от своей расходной части, поэтому без взаимодействия с регионом эффективной работы не получится.
- Но если Челябинск может работать напрямую с областью, то городское или сельское поселение в составе района - нет? И это осложняет его функционирование как независимой единицы?
- У них не так много полномочий. У всех по-разному. Пожалуй, это уборка дорог и содержание муниципальных социальных объектов. Конечно, взаимодействие региона происходит с первым уровнем власти, то есть районом или городским округом. Есть субсидии, которые даются на определенные цели, есть и средства на сбалансированность бюджета. Их распределение – это прерогатива органов власти, в том числе депутатского корпуса.
Проблема не только в том, что муниципалитеты двух уровней решают бюджетные и организационные вопросы, но ведь и не везде хватает компетенций. Если бы они были, некоторые муниципалитеты не срывали бы программы, которые важны для жителей.
- В муниципалитетах говорят, что сельские главы ближе к народу и быстрее реагируют на проблемы. Есть ли риск ухудшения ситуации в малых населенных пунктах, если власть станет централизованной и, возможно, отдалится от людей?
- Думаю, что риски минимальны. На местах могут остаться территориальные отделы, как часть единой системы, в которой не будет места личным отношениям и политическим конфликтам. Такой отдел, который сейчас является администрацией, станет районным подразделением.
- Кстати, когда в Челябинске реализовывался проект внутригородских районных Советов депутатов, было мнение, что это приблизит их к народу. Сейчас звучит идея возвращения к системе, которая раньше подвергалась критике. Как вы думаете, какой вариант лучше или эффективнее?
- Есть и хорошие, и плохие примеры. То, что депутаты стали ближе к избирателям, это точно. У меня есть опыт избрания и на 35-тысячном, и на 5-тысячном округе. И могу сказать, что если депутат действительно работает, то он точно знает, что нужно сделать на его округе и решает даже самые маленькие проблемы.
Вторая сторона вопроса – избраться на 5-тысячном округе проще с точки зрения ресурсов. И тут смотря зачем люди идут во власть.
Некоторые хотят реализовать свои амбиции, которые, к сожалению, далеки от тех наказов, которые дают им люди. Вот тут и могут возникнуть конфликты. Критиковать и пиарить всегда проще, чем ежедневная рутинная работа на округе.
У депутатов непростая работа. У них нет в руках больших ресурсов, но есть возможности системной работы с органами исполнительной власти, и для этого существуют все необходимые инструменты: депутатские комиссии, региональные и федеральные программы, инициативное бюджетирование. При достаточной активности с различными проектами можно войти во многие программы. В районах, где активно и конструктивно работают депутаты, появляются и дополнительные возможности для пополнения бюджета и, как следствие, исполнения большего количества наказов избирателей. Например, налог на имущество физлиц. Бывает, люди строят индивидуальное жилье и не всегда вводят его официально в эксплуатацию, соответственно не платят налоги. Если депутат работает на округе, он знает, где какие изменения происходят, какие постройки появляются.
Еще один пример. Сегодня у районов остается 100% дохода от патентов. Если работать с предпринимательским сообществом, то есть возможность увеличить эту доходную часть.
- Если все же будет принята одноуровневая система власти на местах, очевидно сам собой решится конфликт в Каслинском районе, где глава города выступает против предлагаемого варианта объединения администраций?
- Кто сейчас в ситуации этого противостояния остается в проигрыше, как вы сами считаете?
- Жители.
- Верно, жители. Из-за чьей-то некомпетентной работы и амбиций. И люди это видят и чувствуют. А между тем очень многое делается для района со стороны региональных властей. Это дороги, газификация, сети водоснабжения, социальные и спортивные объекты. Кстати, все вопросы строительства стадиона с легкоатлетической дорожкой должна была решать городская власть. Был запрос населения, обращение к губернатору. Район получил областные средства, передал городу, а там компетенций явно не хватает для того, чтобы квалифицированно выполнить работы. Поэтому приходилось отсюда (из правительства области - прим. ЕАН) в ручном режиме управлять процессами.
- Проблемы начались еще с проекта?
- Проект кто должен сопровождать? Заказчик! А сначала составить грамотное техническое задание, потом проконтролировать прохождение госэкспертизы. Если сидеть и ждать, может получиться такой кривой проект, который выполнить потом невозможно. Вот этот стадион мы всем миром и достраиваем.
- Каковы же в целом перспективы политической ситуации в этой территории?
- Дальнейшую судьбу муниципалитета должны решить жители. Если они решат, значит будет какая-то реорганизация органов власти.
- Какой механизм для этого могут использовать жители? Организовать референдум?
- У жителей есть депутаты, которых они избрали. Решение о преобразовании администрации могут принять городские и районные депутаты.
- Но в депутатском корпусе тоже нет единства.
- Пока да, но они должны договариваться и принимать решения на благо жителей. Может быть, изменить ситуацию получится с принятием закона об изменениях в системе местного самоуправления. Такие ситуации надо сразу на местах решать, а не ждать, когда муниципалитет принесет субсидиарной ответственности на сумму, равную годовому бюджету города. И как после этого жить муниципалитету? Отключать освещение или оставить без содержания социальные объекты? Люди-то в чем виноваты, если в администрации так работают?
Если новый закон будет принят, возможно он позволит не доводить до подобной ситуации.
- Региональное правительство может выступить в таких ситуациях медиатором?
- Сегодня закон не позволяет напрямую отправлять глав в отставку. Даже если они работают плохо.
- Еще два муниципалитета нередко попадают в повестку по негативным поводам. На одном из совещаний с главами губернатор Алексей Текслер критиковал мэров Миасского и Златоустовского городских округов за низкие темпы вакцинации от коронавируса. Как вы оцениваете эту ситуацию?
- Вакцинация сегодня – один из самых важных вопросов. Каждый день получаю сводку по муниципалитетам. Там, где глава работает с обществом, с предприятиями, там результат виден. И это не зависит от политической ситуации в территории. В Челябинском городском округе не менее активная политическая конкуренция, чем в том же Златоусте и Миассе. Но Челябинск по вакцинации находится в зеленой зоне, а Златоуст и Миасс – в красной.
- Даже после того совещания у главы региона, где рассматривался этот вопрос, ситуация не улучшилась?
- Тенденция пока сохраняется, хотя небольшие в лучшую сторону изменения есть. В одном из районов (не буду его называть, надеюсь, после разговора глава исправится) я спросил на крупнейшем предприятии: вам созданы условия для вакцинации сотрудников? Может быть, глава предлагал направить к вам выездные бригады? Нет, говорят.
Неудивительно, что в тех муниципалитетах, где есть проблемы с вакцинацией, были и проблемы с организацией переписи населения. Значит, есть вопросы к компетенциям местных властей.
Поэтому мы готовим программы обучения и переподготовки управленческих кадров. Перед муниципалитетами стоит задача формирования качественного кадрового резерва.
- В него могут войти участники конкурсов на должности глав, которые не оказались победителями, но, возможно, хорошо проявили себя?
- Да, в том числе. Могу сказать, что среди участников конкурсов было много достойных кандидатов.
– Вернемся к муниципалитетам. Можно ли сказать, что конфликт между главой и депутатами в Кунашакском районе исчерпан?
- Я бы не говорил здесь о серьезном конфликте. Есть проблема коммуникации. Процесс идет, но не так быстро, как хотелось бы. У депутатов были вполне нормальные требования – чтобы наказы, которые им давали избиратели, исполнялись, чтобы исполнительная власть определила порядок работы на каждой территории.
Мы всегда готовы общаться с людьми на местах и информировать губернатора. Алексей Леонидович Текслер относится к этому очень внимательно. Кстати, мы с моим коллегой Алексеем Леонидовичем Фартыгиным договорились общаться не только с главами, но и с депутатским корпусом в территориях, потому что иногда точки зрения бывают разными, и их надо слышать.
- Вы продолжаете создание программ социально-экономического развития муниципалитетов?
- Да, и эти программы корректируются, в том числе в соответствии с наказами жителей. Губернатор сам часто посещает территории, оценивает ситуацию лично. В муниципалитетах уже видны изменения. Сейчас начинается период, когда в муниципальных образованиях появляются крупные объекты, реализуемые по поручениям главы региона в соответствии с запросами жителей. Уже заметен результат по программе дорожного строительства. По поручению губернатора, за счет областного бюджета увеличен муниципальный дорожный фонд в два, а в некоторых случаях и в три раза. Такие же темпы финансирования и строительства в части газификации. Завершается строительство крупных объектов социальной инфраструктуры. Например, в Сосновском районе после обращения детей к губернатору появился современный объект, включающий в себя малые и большие футбольные поля, хоккейный корт, беговые дорожки, раздевалки. Рядом будет строиться физкультурно-оздоровительный комплекс.
Достраиваются ФОКи в Нязепетровске и Кусе, строительство которых было остановлено 10 лет назад. Строятся новые школы и детские сады в Сосновском, Кунашакском муниципальных районах и Миасском городском округе. Это только малая часть объектов, которые строятся на территории «северного» округа.
- Кстати, недавно в нашу редакцию обратились жители Сосновского района. В деревне Ключи за несколько лет количество домов выросло с 20 до 60, но газопровод рассчитан только на 20. То есть деревня растет, востребована, но и с сетями проблемы возникают.
- Мощности там действительно не хватает. Но у районных властей уже есть проект реконструкции газовых сетей, который позволит закольцевать несколько газораспределительных станций и увеличить их мощность. Это позволит продолжить газификацию. Работаем и над увеличением мощности ГРС.
Подытоживая, отмечу, что для каждого района разработаны планы социально-экономического развития. И муниципалитеты будут реализовывать их совместно с областной властью, что приведет к серьезному развитию инфраструктуры муниципальных образований и созданию новых уникальных объектов.