Жительница Магнитогорска Светлана Шейнова работала сборщиком продуктов для сервиса «Яндекс.Еда». Трудоустроена девушка была через их логистического партнера «Лидер Консалт Персонал». В один из дней ее без причин попросили «сдать форму» - написать заявление по собственному желанию: без предупреждений, процедуры сокращения и положенных в таком случае выплат. Будто она и ее коллеги сами этого захотели.
«На мой законный вопрос, почему я должна уходить по собственному желанию, меня сначала отправляли в «Яндекс»: мол, вы работали с ним - все вопросы к нему, хотя по договору оформлена я у ЛКП. «Яндекс» в свою очередь посылает назад: мол, вы оформлены у них, все вопросы и предложения к ним. Потом мне перезванивали менеджеры со словами, мол, не хотите увольняться, пожалуйста, не увольняйтесь – ваше право. Но и выйти на работу у меня нет возможности, потому что мое рабочее место было в приложении, оно заблокировано. А с недавнего времени аккаунт пропал», - рассказала Светлана Шейнова.
Многие коллеги Светланы написали заявление об увольнении «по собственному желанию», считая, что «нет резона бороться за копейки».
«С техподдержкой компании мы играем в «кошки-мышки». Я звоню, оставляю обращение, мне перезванивают со словами: «Конечно, вы правы, вы можете не писать по собственному желанию». Снова оставляю обращение на горячей линии: оплатите неделю тогда. Мне говорят, что у меня не сдан инвентарь. И снова все по кругу.
Не сдан инвентарь, пройдите в офис — а это означает, что я должна уйти по собственному желанию. Почему я должна уходить «по собственному желанию», если закрыть отделение было не моим решением?» - негодует Светлана.
Девушка уточняет, что через 40 дней после просьбы «сдать форму» ей наконец-то начислили зарплату. Она уже обратилась в прокуратуру, но ответа пока не получила. Она хочет, чтобы ее либо сократили с полагающейся компенсацией, как того требует закон, либо предоставили рабочее место.
Неделю назад мы сделали запрос в ООО «Лидер Консалт Персонал», однако в течение семи дней компания так и не прокомментировала инцидент. Аналогичные истории СМИ освещали в Кемерове и Екатеринбурге.
Руководитель юридической компании «Статера» Ирина Темченкова отметила, что ретейлерам была свойственна практика найма работников через третью организацию (аутстаффинг персонала). Долгое время такого понятия, как «заемный труд» не было в законе, а работающие по аутстаффингу были чуть ли не бесправной категорией трудящихся. В 2016 году Трудовой кодекс РФ дополнили статьей 56.1, однако однозначного запрета на аренду персонала новая статья не ввела.
«Под такие условия Светлана никак не подпадает. Возможно, у организаций был не аутстаффинг (аренда сотрудников), а аутсорсинг – предоставление конкретных услуг. В любом случае права Светланы защищены законом, увольнение по инициативе работодателя возможно только при сокращении штата с уведомлением, выплатой компенсаций и обязанностью работодателя уведомить службу занятости о предстоящем увольнении работников в связи с сокращением не менее чем за два месяца до начала мероприятий по сокращению штата. Прокуратура и трудовая инспекция могут привлечь работодателя к ответственности, но всё же за восстановлением своих прав лучше обращаться в суд», - прокомментировала Ирина Темченкова.