В Челябинске продолжается судебное разбирательство по поводу отставки ректора Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Александра Хохлова. Он оспаривает решение учредителя, областного Министерства образования, которое отправило руководителя в отставку без объяснения причин.
В интервью ЕАН Александр Хохлов рассказал о ситуации в учебном заведении, своем отношении к безопасности в школах (актуальность этого вопроса обострилась после драки в образовательном центре № 5 Челябинска), к «урокам начальной военной подготовки» и «Разговорам о важном».
– Никто не оспаривает возможность увольнения руководителя по решению собственника с выплатой компенсации (п.2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ). Закон есть закон. Однако гражданское право руководителя – знать причину и истинную цель увольнения. Мой коллектив, мои коллеги смотрят на все, что происходит, и не понимают, чего им ждать. Но у нас что, рабовладельческий строй? Почему с нами не говорят? Есть что скрывать? А отношение такое, будто ты не человек, а вещь какая-то.
За 30 минут до вручения приказа об увольнении у меня была встреча с министром (Александр Кузнецов, министр образования и науки Челябинской области, - прим. ЕАН), первым заместителем министра (Елена Коузова). Я принимал участие в совещании у начальника управления общего образования (Елена Бухмастова).
В конце совещания меня попросили, будто между прочим, по пути зайти в отдел кадров, какие-то документы подписать. В отделе кадров в 17.05 мне был вручен приказ об увольнении. Попасть к министру и его заместителю не получилось. Они «срочно» уехали.
А начальник управления на мои вопросы пояснила, что об увольнении знала, но не все.
Так допустимо руководить подчиненными? На сегодняшний день никто из Министерства образования области со мной так и не контактировал. Больше всего в этой истории настораживает полное безразличие и равнодушие чиновников от образования к судьбам людей. Это касается не только меня. Пять моих коллег - сотрудников института, руководителей структурных подразделений - получили уведомления о предстоящем увольнении с 1 марта.
– Они согласились с этим или будут опротестовывать?
– Если честно, ждут решения суда по моему иску. Пока они подписали уведомление о том, что ознакомлены с намерением их уволить. Им еще предстоит принять то или иное решение.
– Им объяснили, с чем это связано?
– Объясняют изменением структуры института с 1 марта. Места в новой структуре им нет. Работу моих коллег я как руководитель оцениваю очень высоко. Это профессионалы, креативные, перспективные, обладающие прекрасными личными качествами и не имеющие никаких взысканий. Это похоже на то, что идет какая-то зачистка.
– О каких изменениях структуры идет речь? Была ли какая-то подготовительная работа в то время, когда вы были руководителем?
– Нет. Этому не было причин и предпосылок. Институт работал не просто стабильно, а и достаточно эффективно. У нас есть стратегия развития «Нацеленность на будущее». В декабре 2022 года истек срок программы развития института. Она успешно реализована, по всем показателям прорывные результаты. Есть новая программа до 2026 года.
У нас работают 5 докторов наук, 43 кандидата наук. Для институтов повышения квалификации - большая редкость. В Российской Федерации мы входим в десятку лучших учреждений нашего профиля. Мы не менее четырех раз в год проводим международные, всероссийские, межрегиональные научно-практические конференции, стратегические сессии, форумы. Нас приглашают в другие регионы для представления опыта работы, для экспертирования деятельности других институтов.
– Вы говорили, что решение о вашем увольнении было согласовано с первым замгубернатора Ириной Гехт...
– Да, такое согласование Министерство образования и науки получило 22 ноября.
– Вас изначально не смутило отсутствие трудового договора?
– Заключение трудового договора – ответственность работодателя. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, в течение трех дней после издания приказа о приеме на работу должен быть заключен трудовой договор. В нашем институте со всеми 152 сотрудниками заключены договоры. Они пронумерованы и зарегистрированы в специальном журнале. Не мне судить, почему министерство пошло на нарушение.
– Есть у вас предположение, в чем истинная причина вашего увольнения? В СМИ обсуждаются слухи, что якобы место ректора готовится для нынешнего министра Александра Кузнецова...
– Я читал об этом. Можно только предполагать, почему возникла необходимость не только освободить место ректора, но, судя по всему, еще и сократить должности проректоров и руководителей других структурных подразделений.
– Вас поддержало профессиональное сообщество?
– Для меня очень знаковой была реакция моего коллектива на следующий день после увольнения. Утром я приехал в институт, собрал коллектив (заметьте, не министерство это сделало!), поблагодарил за работу, призвал «не снижать планку» достигнутых результатов, услышал очень теплые и дорогие для меня слова.
Передавать дела было некому. Исполняющего обязанности ректора к тому времени не назначили. Дверь кабинета на ключ закрыл, отнес его в кабинет проректора и уехал.
И снова никакой реакции министерства. Хотя именно оно пригласило меня переехать в Челябинск.
Сегодня я по-прежнему готов полностью отдать себя любимому делу, есть много планов, интересных идей, проектов, есть моя команда, готовая это все воплотить в жизнь. Кстати, это уже второй такой случай за 4 года. С предыдущим ректором были расторгнуты трудовые отношения по той же статье Трудового кодекса РФ.
– То есть следующему руководителю есть над чем задуматься?
– Я бы крепко подумал и учел бы такую, почти системную, негативную практику увольнения руководителя и игнорирования его гражданских прав.
– Каковы достижения института за последнее время?
– В апреле 2024 года институт будет отмечать 90-летие, вуз и его сотрудники удостоены многочисленных государственных и ведомственных наград. За последние три года на 10% увеличилось число преподавателей, которым присвоена ученая степень доктора и кандидата наук. Мы единственное учреждение дополнительного профессионального образования в стране, работающее в режиме проектного офиса по реализации 4-х проектов («Наука». «Кадры». «Цифровая среда». «Продвижение»). Двадцать дополнительных профессиональных программ включены в Федеральный реестр Министерства просвещения, и ими пользуется вся страна.
В практику нашей работы внедрены сетевые программы, совместные программы (например, с МФТИ «Искусственный интеллект», с СОШ № 109 Челябинска «Ресурсный класс»). Организована деятельность и поддержка региональных инновационных площадок по перспективным направлениям образования на базе школ и детских садов области (инклюзивное образование, наставничество, профессиональное самоопределение учащихся). В единственном институте страны разработаны и используются педагогами модельные программы по всем уровням образования.
Наш институт стал инициатором создания школьных информационно-библиотечных центров. Это прорывное направление в деятельности школьных библиотек.
За последние три года количество таких центров увеличилось в 6 раз. Институт обеспечивает организационное, научно-методическое сопровождение и подготовку педагогов на конкурсах профессионального мастерства. В 2022 году наши педагоги принесли областной системе образования россыпь побед на федеральном уровне ("Учитель года", "Педагогический дебют"). Научно-теоретический журнал нашего института рецензируется ВАК с 2019 года и имеет одни из самых высоких в стране репутационных показателей. Публикацию в журнале считают за честь видные ученые и педагоги. Институт стал площадкой для выявления педагогических управленческих кадров. На нашей базе минимум дважды в год академия Министерства просвещения (это такое же учреждение дополнительного профессионального образования, только в федеральном Минпросвещения) проводят стажировки, стратегические сессии по разным прорывным перспективным направлениям. На базе института развернуты федеральные инновационные площадки по дошкольному образованию.
В 2020 году, в числе первых десяти в России, мы открыли Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов. Задача – ликвидация профессиональных затруднений у педагогов с использованием индивидуального образовательного маршрута. Дополнительная профессиональная программа «Применение метода кинопедагогики для профилактики агрессивного и противоправного поведения детей», которая сейчас уже входит в федеральный реестр, признана лучшей в стране. Двадцать пятого ноября прошлого года нам торжественно вручили диплом.
– Какая научная работа ведется в институте?
– У нас в институте работает Научная школа доктора наук Ильясова Дмитрия Федоровича, профессора, заведующего кафедрой педагогики и психологии, выдающегося ученого и научного руководителя многих преподавателей. Созданы за последние годы пять научно-исследовательских коллективов (30 человек) по самым перспективным направлениям педагогической науки. Как наиболее перспективная совместная работа института и школ области в этом направлении – это деятельность по реализации научно-прикладных проектов. Их сегодня 46. Направление широко представлено на нашем сайте.
– Вы сказали, что хотите вернуться в институт. А сейчас не работаете?
– Нет, сейчас не работаю. Однако все мысли о работе и о возвращении в институт. Больше всего меня тревожат настроения некоторых коллег в свете последних событий со мной. Хотят доработать до конца года и уйти. Это будет катастрофа. Может быть, это и есть цель чиновников. Тем более что в регионе создан еще один институт с аналогичными основными видами деятельности.
– Интерес к должности ректора института может быть связан с возможностью установления контроля над освоением бюджета?
– Мне об этом неизвестно. Бюджетные средства доводятся до института на выполнение госзадания, выполнение которого жестко контролируется. Есть еще доходы от внебюджетной деятельности, за расходованием которых не менее жесткий контроль. Укрепление материально-технической базы осуществляется на конкурсной основе (торги).
– Можно узнать ваше мнение о безопасности в школах? Недавно произошла серьезная драка в образовательном центре № 5. И это не первый в стране чрезвычайный случай. Как, на ваш взгляд, должны поступать в таких ситуациях работники школ?
- Что касается последнего события, я видел видеозапись. Чисто по-человечески меня вот что задело. Бьются мальчишки, а охранник, другие мужчины, просто развернулись и ушли.
Почему вообще парни, которые никакого отношения к этой школе не имеют, свободно прошли на ее территорию? А ограждение? А пропускной режим? Да, есть турникеты на входе в здание, но двор – это же тоже школьная территория!
– Мы понимаем, что речь не только о физической охране, а в целом о таком явлении, как агрессия в молодежной среде, уровень культуры... Как работать с детьми, с их родителями?
– Справедливо отмечено. В нашем детстве и подростковом периоде мы тоже дрались, но до первой крови, что называется. Потом мирились, свободно общались. Не было такой яростной агрессии. В чем причина такой злости сейчас? Я думаю, здесь вина не только общества, родителей, но и педагогов. Задача педагогов – бороться с равнодушием, помогать находить ответы на самые трудные, иногда неудобные вопросы как детей, так и их родителей. На это в том числе направлено и патриотическое воспитание наших детей.
– Абсолютно положительно. "Разговоры о важном" – очень важный компонент воспитания, общение. Мы разучились слушать и слышать. Это объяснение нашей жизни, нашей идеологии, российской ментальности, жизненных приоритетов, веры в наше светлое будущее.
Наш институт не стоит в стороне от этих процессов. Кафедра воспитания и дополнительного образования обеспечивает научно-методическую и практическую поддержку классных руководителей, педагогов, воспитателей, руководителей в профессиональной организации этой сложной, деликатной работы. Начальная военная подготовка тоже нужна. И это тоже воспитание, это формирует патриотизм, умение защищать себя. НВП не только про оружие, а еще знание основ военной науки, понимание политической обстановки, подготовка к военной службе.
– Девочкам на таких уроках не будет скучно?
– Как ни странно, часто девчонки проявляют больший интерес к этому компоненту образования и воспитания, бывают подготовленными не хуже мальчишек, зачастую лучше стреляют. Кроме того, девушки более ответственно относятся к обучению по любому предмету.
– Звучат предложения для обучения военной подготовке привлекать тех, кто уже отслужил, в том числе на спецоперации. Как вы оцениваете такую возможность?
– Это очень важный момент – подготовка педагогов. Это должны быть кадровые военные, отслужившие. Привлечь их к педагогической деятельности не так просто. Нужно педагогическое образование или переподготовка. Нужен соответствующий предмету стандарт, обеспечивающий необходимый стране результат обучения. Необходимо решить и вопросы достойной оплаты труда этих преподавателей. Могу сказать одно. Если институту поступит задание в соответствии с требованием времени и интересами общества, мы это сделаем.