Челябинская область лидирует среди российских регионов по площади застройки индивидуальными жилыми домами (ИЖС), сообщает Фонд «Институт экономики города» со ссылкой на собственное исследование. Территория с частными домами на Южном Урале достигает 16,5 тыс. га. По этому показателю регион обогнал Ростовскую, Краснодарскую, Воронежскую, Казанскую агломерации, где ареалы малоэтажной жилой застройки занимают 11-16,4 тыс. га.
Ученые также оценили доступность приобретения индивидуального жилого дома в сравнении с покупкой квартиры. В среднем во всех рассматриваемых агломерациях коэффициент доступности жилья (КДЖ) для частного дома в центральной зоне (то есть ближе к центру области) превышает такой же показатель квартиры в целом в 1,6 раза.
С помощью выборочного анализа цен по данным открытых источников ученые посчитали, что в Челябинске построить частный дом оказалось в 1,5 раза выгоднее, чем приобрести квартиру в многоэтажке.
Коэффициент доступности жилья в Челябинской области в центральной части агломерации составил 6,6, при покупке квартиры — 3,8. На периферии показатели немного отличаются: при покупке индивидуального дома составил 5,7.
Фонд «Институт экономики города» традиционно проводит мониторинг показателя КДЖ для крупнейших городских агломераций. При таком мониторинге КДЖ рассчитывается как отношение медианной цены квартиры на первичном и вторичном рынке жилья (то есть половина сделок с квартирами имеют цену ниже медианной, а вторая половина – выше) к годовому доходу семьи из 3 человек. Другими словами, КДЖ представляет собой количество лет, за которое семья из трех человек сможет накопить на квартиру при условии сбережения всех своих доходов. Значения данного показателя интерпретируются следующим образом: чем меньше значение КДЖ, тем выше доступность жилья.
Ученые говорят также, что особенностью Челябинской области является расположение частного сектора (новые коттеджные поселки) в непосредственной близости к областному центру. В связи с этим показатели транспортной доступности и доступности объектов социальной инфраструктуры (детсады, школы и т.д.) в регионе находятся на высоком уровне. Доступность остановок общественного транспорта в центральной части — 95,2%, на периферии — 37%. Это также высокий показатель по сравнению с другими агломерациями. До ареалов малоэтажной застройки в Челябинской области можно добраться за 30 минут на личном автомобиле, то есть коттеджные поселки максимально приближены к областному центру.
Юлия Литвиненко