О тайнах дореволюционного Челябинска можно прочитать в книге «Сто тайн старого Челябинска». В ней нет мифов и легенд, а все сведения опираются на исторические документы. Из этого произведения можно узнать, например, что материалом для строительства здания ОГПУ, включая расстрельные камеры, были разрушенные стены Христорождественского собора. Также в книге рассказывается, что возведение первой набережной, фрагменты которой обнаружили в 2020 году, оплатили жители, а первым общественным транспортом в городе были многоместные повозки, пугающие иностранцев.
Мы пообщались с инициатором издания, краеведом Юрием Латышевым. Он рассказал о содержании и об истории создания книги.
Святые камни для расстрельных камер
В апреле 1748 года было принято решение строить в Челябинской крепости второй храм – каменный Христорождественский собор. Его решили возводить южнее первой деревянной церкви, сейчас там находится сквер перед театром оперы и балета.
Для возведения храма нужны были строительные материалы, поэтому от службы на границе освободили исетских казаков для того, чтобы изготовить 500 тыс. кирпичей. Христорождественский собор должен был стать первым каменным зданием в Челябинске.
Строительство храма затянулось на 75 лет – к лету 1764 года возвели своды, к 1766-му собор покрыли тесом, и в тот же год его освятили в честь Рождества Христова. Колокольня появилась лишь к 1780 году, но верхняя часть ее была срублена из бревен. Только к 1825 году ее достроили в кирпиче. В начале XX века в здании появилось электрическое освещение. При этом Христорождественский собор не отличался особым изяществом.
«Около Челябинского базара — старинный и типичный собор в честь Рождества Христова. Он мрачный, с высокими сводами и с иконами старого письма. Массивные стены собора переносят нас в прошлое столетие», — приводится в книге описание храма, которое дал журналист Николай Лендер, посетивший Челябинск в 1909 году.
В апреле 1922 года с общиной Христорождественского собора был заключен договор на пользование зданием и имуществом храма в соответствии с декретом об отделении церкви от государства. В тот же год церковные ценности — 25 кг серебра - были изъяты.
В сентябре 1933 года было принято решение передать помещение ликвидированного собора в безвозмездное пользование на слом отделу Государственного политического управления для использования его на постройку нового здания ГПУ. Помещение собора было ветхим и непригодным под культурные и другие учреждения.
Вскоре храм снесли. Из его кирпича возвели здание ОГПУ на улице Васенко. В нем предусмотрели и расстрельные камеры, где в 1937—1938 годы расстреляли девять челябинских священников… Среди них были Федор Костырев и Василий Кудрявцев, служившие в Христорождественском соборе.
Старая набережная реки Миасс
В сентябре 2020 года при строительстве набережной реки Миасс в центре Челябинска рабочие обнаружили подпорную стенку. Это была часть старой каменной набережной, возведение которой началось еще в 1810-е годы.
В те годы река служила не только естественной водной преградой, обезопасившей крепость с севера, но и источником воды для питья населения и скота, а также для хозяйственных нужд. К концу XVIII века вся набережная, вплоть до улицы Ключевской (ныне улица Свободы), была застроена домами «обывателей и казаков».
В 1812 году мост через реку Миасс полностью обветшал. Нужно было его заменить, а опорой для него должна была стать набережная. На правом берегу планировали построить ее длиной 9,72 м, а высотой – 4,32 м, на левом берегу – длиной 21,6 м.
Строительство моста и набережной было дорогим – 700 рублей, поэтому в 1813 году Челябинская городская дума объявила сбор денег. Поучаствовать финансово в этом деле должны были дворяне, купцы, мещане и казаки.
Летом 1814 года город заключил договор с тремя челябинскими мещанами, которые должны были облицевать камнем участки берегового обрыва под мостом и построить мост из подготовленных думой материалов.
В дальнейшем обкладка камнем набережной продолжилась, чтобы укрепить берег. В 1870-е годы только по левому берегу длина набережной составляла более 350 м. В некоторых местах были сделаны спуски к воде с каменными лестницами. По правому берегу каменная набережная простиралась примерно до ул. Ключевской.
Из-за весеннего половодья некоторые участки разрушались, но их переделывали. Так было в 1846 и 1869 гг. Во втором случае материал для строительства брали в Челябинском городском бору. Технологию применяли ту же, что и в начале века. Камни клали на мох, а большие пустоты между ними забивали мелким щебнем.
Укрепление берегов рек камнем в городах было дорогим делом и не поддерживалось сверху. Об этом говорится в письме министра внутренних дел Российской империи гражданскому губернатору Оренбургской губернии. В нем отмечается, что «устройство таковых укреплений, сопряженное всегда с значительными издержками», а значит должно допускаться только в больших и хорошо обустроенных городах, а в малых населенных пунктах «полезнее было бы избегать подобных расходов» и переселять жителей в другие безопасные места.
Самый старый дом
В Челябинске остается неразгаданным, какое из сохранившихся исторических зданий является самым старым. Одни считают, что это дом на улице Труда, 86, другие – на Цвиллинга, 5, анализируя его архитектурные особенности. Других претендентов нет. Все здания, построенные в XVIII веке, уже снесены, последнее из них - в ноябре 2010 года. А от зданий постройки первой половины XIX века остались только эти два.
Авторы книги призывают опираться на сохранившиеся документы, согласно которым дом Смолиных-Новикова (ул. Труда, 86) построили раньше – в 1825 году по заказу купца Ильи Смолина. Здание было не похоже на то, что мы привыкли видеть. Это был каменный одноэтажный дом «о шести жилых покоях» с мезонином в две комнаты. В 1830-х там размещалось уездное училище.
В 1881 году зданием уже владел купец Андрей Новиков. Тогда же построили второй этаж, корпуса амбаров и магазинов. Фасады здания были выполнены в стилистике эклектики. На нижнем этаже располагалось первое мужское приходское училище, в подвале был ренсковый погреб (магазин, торгующий алкогольными напитками навынос). Также в доме была вольная почтовая станция.
В начале XX века там размещались кофейня с бильярдной Ville de Paris, парикмахерская, сапожная и слесарная мастерские. Также в годы Первой мировой войны в здании располагалось Общество помощи полякам, которые эвакуировались с западных территорий Российской империи.
После революции в здании разместили военный госпиталь и гарнизонную поликлинику. Сейчас там работает Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны.
Челябинское золото: легенды и история
До 1840-х промышленная золотодобыча в Челябинске не велась. Разведка проводилась, но на исследованных участках, если драгметалл и обнаруживали, то эти запасы были незначительными. В 1843 году золото в районе Лысой (Золотой) горы нашли старатели из Вятки. В 1853 году был получен горный отвод на прииск, называвшийся Градским. После этого началась стихийная добыча россыпного золота старательскими методами. Так продолжалось до 1880-х годов.
С 1890 года началась разработка рудных жил Градского прииска. В это время крупнейшим владельцем челябинских приисков, в том числе и Градского, был Гавриил Подвинцев, который происходил из семьи знаменитых уральских золотопромышленников. Однако уже к середине десятилетия он продал почти все свои челябинские прииски хлебному купцу И. К. Чеканову.
После этого начали появляться новые рудники. Одно из месторождений располагалось рядом с поселком Шершневским. Там были кварцевые и кварцево-сульфидные золотоносные жилы. В 1898 году был организован Мариинский прииск. Располагался он на землях Шершневского поселка.
Считается, что уже в 1898 году на Золотой горе действовало 16 штолен, в которых разрабатывались три - четыре кварцевые жилы. Подземные разработки достигали глубины до 50 м. К 1900 году в полосе от Шершней до Моховичков насчитывалось девять приисков.
В 1906 году на Мариинском прииске начали добывать кварц. Также велись работы на Свято-Троицком и Гороблагодатском, которые находились северо-западнее Мариинского. В 1911 году на Градском прииске были пройдены шахты до отметки 85 м, там также находили золото.
Предполагается, что разработка на всех приисках Шершневской группы была прекращена в 1915—1916 годах.
Неразгаданные тайны водочного завода
Владельцами винокуренных заводов, оптовых складов и питейных заведений в Челябинске в 1860-х годах была семейная кооперация известных предпринимателей Покровских и Шмурло. В 1869 году в городе было 12 питейных заведений, один оптовый склад и два ренсковых погреба генерал-майорши Шмурло. За ее братом Василием Покровским числился арендованный Нижний питейный дом.
После смерти их отца в 1873 году было создано товарищество «Братья Покровские». Один из его представителей в декабре 1874 года обратился в городскую управу за свидетельством на право открытия в Челябинске водочного завода с ренсковым погребом и оптовым складом, которые располагались в двух домах Покровских по Христорождественской улице (ныне улица Цвиллинга). Сам завод уже был построен к 1870 году, но получать разрешение нужно было ежегодно.
Хозяйство Покровских расширялось за счет строительства новых зданий на принадлежавшем им дворе. К 1881 году на их территории располагалось два каменных корпуса, в одном - водочный завод, а в другом - амбары для хлеба. В самом доме были торговая контора, оптовый винный склад и ренсковый погреб.
Экономическое процветание семьи Покровских за счет производства и торговли «хлебным вином» продолжалось до винной монополии, которую в России ввели в конце XIX века. После этого частные производители должны были прекратить торговлю крепкими спиртными напитками. Они за плату сдавали выработанный спирт государству, которое занималось производством и продажей водки.
В Челябинске условия госмонополии стали выполняться в полной мере после постройки в 1902 году Казенного винного склада (впоследствии ликероводочный завод «Казак Уральский»).
Здание водочного завода Покровских до наших дней не сохранилось. Когда и почему исчезли надземные постройки, неизвестно. Нет и фотографий этого участка. Однако в 2016 году проводились археологические раскопки на месте планируемого строительства гостиницы на участке между бывшим домом Покровских (Цвиллинга, 13) и зданием Камерного театра (Цвиллинга, 15). Было обнаружено несколько подвалов, пол наиболее интересного из которых был выложен кирпичом в несколько слоев, а его восточная часть - «елочкой».
«Вполне вероятно, что именно здесь и находился тот самый оптовый винный склад с ренсковым погребом наверху. А в северо-восточной части исследуемого участка археологи нашли совершенно непонятную нишу, выложенную камнями. Возможно, что она выполняла какую-то, до сих пор непонятную функцию в водочном заводе. Пока это остается тайной, над которой ломают голову историки и археологи. По крайней мере, в Челябинской области за всю историю археологических раскопок ничего подобного не находили», - отмечают авторы.
Где ночевали дилижансы?
Каким общественным транспортом пользовались жители Челябинска в XIX веке? Автобусы, трамваи и троллейбусы появились в городе после революции, метро челябинцы ждут до сих пор. Единственным многоместным общественным транспортом в то время были дилижансы или омнибусы. Это многоместные кареты, запряженные двумя конями.
В начале XX века этот вид челябинского транспорта описал в своей книге французский автоспортсмен Жорж Кормье, который побывал в городе во время автомобильной гонки Пекин — Париж.
«В этом городе нет ничего примечательного, за исключением омнибусов, которые являются своего рода достопримечательностью, с которой я никогда не сталкивался раньше в моих путешествиях по свету. Они состоят из что-то вроде большого ящика, небрежно построенного из металлических листов и закрепленного на двух осях без рессор. Большие проемы на каждой стороне служат дверями и есть два маленьких отверстия на верхней части для света. Трудно передать их цвет, нечистоплотность и неописуемое состояние ветхости», - отмечал он.
Необходимость в дилижансах в городе возникла после постройки железной дороги. В результате Челябинск начал состоять из двух частей — исторической центральной и привокзальной. Между этими частями города было незаселенное пространство, а соединяла их единственная замощенная дорога — Шоссейная улица.
Однако покупать дилижансы у каретных и экипажных фирм было дорого, поэтому челябинские предприниматели начали собирать самодельные «нерессорные крытые многоместные линейки». Повозки были очень тяжелыми.
«Омнибус — это не что иное, как деревянный ящик без окон, с двумя дырками вместо дверей. Кучер при нем - верх безобидности и хладнокровия», - описывала этот вид транспорта журналистка Нечаева в 1909 году в очерке «Челябинские впечатления».
Пользовались омнибусами в основном небогатые жители. Проезд стоил 5 коп. в один конец, за извозчика челябинцы отдавали 35 коп. Внутри «салона» тоже все было без роскоши – продольная скамья на всю длину ящика, которая делила пространство на две части. В каждой могло поместиться до четырех пассажиров.
В 1904 году в городе было десять дилижансов и омнибусов. Их нужно было где-то размещать. Челябинскому мещанину Терентию Шарлову в 1850—1880-х годах принадлежал земельный участок на улице Азиатской (ныне улица Елькина), который перешел к его сыну Якову. Начиная с 1890-х годов границы владения Шарловых на улице Азиатской расширяются до трех смежных дворовых мест (ближе к улице Михайловской, ныне улица Карла Маркса). Одно принадлежало Якову, два других его брату купцу Семену Шарлову.
Именно в границах одного из этих дворовых мест сохранилась постройка Г-образной формы из дикого камня. Авторы книги предполагают, что и это и был гараж для дилижансов.
Кроме того, Семену Шарлову принадлежало дворовое место по улице Уфимской (сейчас улица Кирова), где он построил двухэтажный дом с торговым помещением. По данным на 1908 год, Шарлов занимался «содержанием дилижансов». Однако держать их в одной из своих построек он не мог, поэтому авторы предполагают, что под стоянку использовалось здание, размещавшееся на участке другого владельца. Оно было просторным, имело несколько распашных дверей, которые подходили для заезда дилижансов. Кроме того, в разных частях этого здания были дверные проемы. Они могли обеспечивать беспрепятственный доступ внутрь как собственников участка, так и владельца соседнего дворового места Семена Шарлова.
Дилижансы в Челябинске просуществовали до пуска первых автобусов в советское время.
История создания книги
Книга «Сто тайн старого Челябинска» написана в соавторстве пяти человек. Кроме Юрия Латышева над книгой работали научный сотрудник Государственного исторического музея Владислав Демаков, историки Николай Антипин и Гаяз Самигулов, краевед Владимир Боже.
По словам Юрия Латышева, в 2017 году журналист Александр Полозов предложил ему вести авторскую колонку «Тайны старого Челябинска» на сайте Znak.com, посвященную дореволюционной истории города.
«Я в начале сомневался, а потом увлекся. История всегда связана с тайнами. Чем дальше мы отодвигаемся, тем меньше мы знаем. Сконцентрировались на истории дореволюционного Челябинска с 1736 по 1917 гг. Было опубликовано 109 выпусков», - рассказал он.
В 2022 году издание Znak.com закрылось. И все, что было опубликовано на сайте, исчезло. Идея опубликовать книгу под одноименным названием появилась еще в 2021 году. Однако из-за юридических аспектов сделать это тогда не получилось. К этому моменту уже обозначился круг авторов произведения.
Историческое произведение было готово к концу 2023 года, но денег на публикацию не было. Помог издатель Владлен Феркель. Он сделал верстку и напечатал пробные десять экземпляров. После этого авторы решили добиться публикации книги. Расходы на себя взял общественный фонд «Южный Урал». В сентябре книга вышла в свет в количестве 500 экземпляров. Она стала подарком городу к его 288-летию.