Ровно неделю Денис Владимирович Паслер является высшим должностным лицом родной для него Свердловской области. Все это время он находится в регионе и посещает знаковые для него да и для всего Среднего Урала площадки.
Паслер успел создать призывную комиссию, отчитаться полпреду Артему Жоге о свердловской версии путинского «Времени героев», съездить в свою альма-матер УГГУ, посетить Уралмашзавод. После этого он сумел провести установочное совещание по губернаторским и другим муниципальным выборам, вручить госнаграды (в том числе и своему бывшему министру, а ныне ректору главного педагогического вуза Урала Юрию Биктуганову). Далее он встретился со вторым губернатором Александром Мишариным (возглавлял Свердловскую область в 2009-2012 гг.), сходил пешкой на открытии шахматного класса в Губернаторском лицее, поболел вместе с Артемом Жогой за «Автомобилист», «вспомнил молодость» и провел заседание правительства. Под конец недели Денис Владимирович пообщался со свердловским «клубом олигархов» — поучаствовал в годовом собрании Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей.
Знаковых кадровых решений врио губернатора на этой неделе официально не принимал — он пообещал неделю назад, что сначала посмотрит, а потом будет это обсуждать, если нужно. Официально пока объявлено не было, однако один из замов губернатора сложил полномочия.
«Социальный» заместитель Павел Креков попросился в отставку, и, по некоторым данным, просьба была удовлетворена. В пятницу, 4 апреля, бывшего главного смотрителя за образованием, соцполитикой и культурой читатели ЕАН видели одиноко прогуливающимся на проспекте Ленина в Екатеринбурге.

Впрочем, говорят, что Паслер предложил Крекову быть его советником, тем самым уравняв бывшего заместителя в статусе с его бывшей советницей Анной Антроповой (с января 2025 года она была личным помощником бывшего губернатора Евгения Куйвашева, а до этого работала у Крекова). СМИ сообщают, что указ о ее назначении советником главы Среднего Урала уже подписан. Также источники ЕАН утверждают, что об отставке просил и руководитель аппарата губернатора и правительства Иван Детченя, однако по факту он продолжает работать в свердловском кабмине (утверждать достоверно, отрабатывает он установленные Трудовым кодексом две недели или решил остаться в команде Паслера, никто не берется, и мы не станем).
Неделю назад писал, что раньше негласным правилом для врио на свердловской госслужбе было работать с командой предшественника до официального и полноценного вступления в должность. Вероятно, Денис Владимирович придерживается этой внутрицеховой нормы. Тем более что в данном конкретном случае именно с этой командой ему идти на выборы 14 сентября.
Именно сегодняшние члены правительства Свердловской области будут делать ему электоральные показатели.
Большинство политологов и политтехнологов уверены, что кампания на Среднем Урале должна отличаться от прошлогодних выборов Дениса Владимировича в Оренбургской области. Потому только знающие свои сектора чиновники смогут помочь в правильной мобилизации электората. И потому ожидать до сентября серьезных кадровых ротаций в правительстве Свердловской области вряд ли стоит.
У Паслера будут выборы, публичные мероприятия, поездки на объекты, встречи с избирателями. Денис Владимирович вынужден будет посетить большинство муниципалитетов Среднего Урала. В это время система государственной власти региона должна будет работать. Вряд ли сегодняшние свердловские топ-чиновники из старой команды станут рисковать и саботировать Паслеру успешность кампании.
В его электоральном потенциале сегодня мало кто сомневается, потому ожидать иного человека в качестве губернатора Свердловской области после 14 сентября вряд ли стоит.
А история с экс-министром ЖКХ региона Николаем Смирновым показала, что личный авторитет, статус и связи топ-чиновников сильно преувеличены. Весь так называемый символический капитал улетучивается при предъявлении обвинений. А потому члены правительства Свердловской области, скорее всего, будут эффективно и качественно работать на выборы нового патрона. А масштабные кадровые рокировки, вероятно, будут по осени, после выборов, при раздаче «сестрам по серьгам».
В вопросе «старой команды» важна и вторая сторона медали. То, насколько быстро вчерашние «люди Куйвашева» присягнули врио губернатора Свердловской области. Очень показательно выглядит история, которую екатеринбургские telegram-каналы создали в минувший четверг. Не берусь утверждать близость тех или иных телеграмеров к центрам принятия решений, более того, не стану даже предполагать, кто именно стоит за тем или иным каналом.
Очевидно одно: историю об интересе следственных органов к Евгению Куйвашеву, равно как и о его якобы задержании, запустили те, кто еще недавно целиком и полностью разделял взгляды бывшего губернатора Свердловской области.
Причина, боюсь, прозрачна. Лояльность Евгению Владимировичу, которую активно демонстрировали очень многие авторы в так называемых новых медиа, на поверку оказалась направлена не на него лично, а на его должность. Покинувший кабинет в резиденции на улице Горького в Екатеринбурге человек стал востребован исключительно как объект хайпа. Или даже спекуляции.
Стоит отметить, что в этом тоже можно увидеть намек на грядущие выборы губернатора. Примечательно, что история про то, что в отношении экс-главы Среднего Урала якобы ведутся следственные действия, появилась аккурат в тот день, когда Денис Паслер провел первое установочное совещание по выборам. Этим событием в Верхотурском зале резиденции губернатора (он известен тем, что даже громкое и бурное обсуждение вопросов в нем почти не слышно в холле возле зала) был дан сигнал, что фактически кампания стартовала. В результате telegram-каналы начали стандартную конкурентную борьбу за бюджеты будущих выборов. Для этого и был организован вброс про Куйвашева.
Поскольку внятного ответа на вопрос, куда ушел экс-губернатор, до сих пор не прозвучало (и, думаю, еще недели две-три не прозвучит), любое с ним связанное событие, несомненно, привлекает внимание свердловчан. Как следствие, даже совсем не интересующиеся политикой люди начали выяснять, а правда ли, что…
Результат очевиден: рост числа просмотров, подписчиков, цитируемость. Теперь источникам слуха о якобы преследовании Куйвашева будет что показать администраторам выборной кампании, а значит, и увеличить ценники на размещение.
Если честно, за судьбу Евгения Владимировича я почти не переживаю. Как и большинство политологов, с которыми ЕАН общался на тему его грядущего вероятного трудоустройства, не сомневаюсь, что его опыт и профессионализм обязательно будут востребованы. Причем наверняка по-прежнему в «высшей лиге» системы российского государства. Куйвашев без малого 13 лет возглавлял «самый либеральный регион» страны, публично дискутировал с главным идеологическим рупором СВО Владимиром Соловьевым, вступал в жесткие дебаты с покойным лидером ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным. Этим Евгений Владимирович Куйвашев создал свой «символический капитал».
Куйвашеву неоднократно ставили в вину, что ни разу он не высказал публично своей позиции по поводу СВО. Не исключаю вероятности, что это было одним из слагаемых того, что ему удавалось руководить нашим непростым регионом.
Дело в том, что человек, не обозначивший своей позиции, может трактоваться «своим» обеими сторонами конфликта. Такая позиция Куйвашева «над схваткой» и обеспечивала относительную управляемость областью, в которой, как сказал уже упомянутый Владимир Соловьев, «с одной стороны — блестящие воины, которые принимают участие в СВО, с другой стороны — центр такой мерзотной либероты, которая породила многих подонков, теперь скрывающихся за границей».
Будет ли Денис Паслер «следить за битвою с горы» — не очевидно. Дело в том, что времена и запросы действительно быстро меняются. СВО, как утверждают многие федеральные эксперты, близится к завершению. Потому на второй план отойдет личная позиция по поводу самой спецоперации, актуальной для общества станет повестка «после СВО». Вероятно, здесь быть над схваткой будет гораздо сложнее да и, наверное, не так эффективно. «Время действий» исключает из информационного поля тех, кто в этих действиях не участвует. Полагаю, именно поэтому Евгений Куйвашев и ушел из центра кадра, чтобы через некоторое время занять значимую позицию в «высшей лиге», но вне всеобщего пристального внимания. А пока, думаю, Евгений Владимирович просто отдыхает. Лично я, уйдя с госслужбы, первые две недели просто отсыпался, выключив все телефоны. А я работал не губернатором опорного края державы.
К слову, оренбургская редакция ЕАН уже в прошлую пятницу вечером, после вступления Евгения Солнцева на пост врио губернатора, рассказывала, что портреты Дениса Паслера (у чиновников принято в своих кабинетах вешать фотографии президента РФ Владимира Путина и губернатора региона) начали выбрасывать в урны возле госучреждений Оренбуржья. В Свердловской области портреты Куйвашева на помойку не отправились, но зато его уже «обвинили во взятках», «допросили» и даже «арестовали».