Когда отменят визы для поездок россиян в Европу? Смогут ли страны Балтии и Украина помешать России построить обходные трубопроводы? На эти и другие вопросы корреспонденту ЕАН в Москве ответил постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов.
- Владимир Алексеевич, страны Балтии, Польша и Швеция откровенно саботируют проект строительства трубопровода по дну Балтийского моря «Северный поток». В случае с «Южным потоком» такую же политику может занять и Украина. Могут ли эти страны заблокировать реализацию этих проектов?
- Да, на сегодняшний есть неудовольствие в определенных кругах этих стран. Но формально я вижу в позиции Евросоюза поддержку «Северному потоку», и эта позиция не меняется. Поэтому если отслоить политическую шелуху, то, по сути, я особых политических проблем для строительства «Северного потока» не вижу.
Какие там могут быть финансовые моменты с учетом кризиса, надо смотреть. Но, по крайней мере, руководство и правительство России заверяет, что с фиксированием этого проекта все в порядке.
Что касается «Южного потока», то этот трубопровод не пойдет через территориальные воды Украины. Он может пойти через экономическую зону Украины. Другое дело, почему украинцам, как и полякам в отношении «Северного потока», это все не нравится? Потому что за газ, который мог бы пойти через их территории, они бы могли получать дополнительные деньги за транзит. Теперь эти деньги за транзит будут в России. Но мы и не скрываем, что одна из стратегических целей обоих проектов – это снижение зависимости от транзитных стран. Это вполне легитимная, ни от кого нескрываемая позиция.
- Россия заявляет о том, что готова перейти на безвизовый режим с Евросоюзом хоть завтра. Когда россияне смогут ездить в ЕС без виз и насколько это вообще реально?
- Я недавно напомнил своим партнерам по переговорам слова бывшего председателя Еврокомиссии Романа Проди. Он тогда предвосхищал введение безвизового режима между Россией и Евросоюзом в 2008 году. Мы сформулировали приход к безвизовому режиму, как долгосрочную цель. Это было сформулировано на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года. Вот уже прошло 6 лет. Мы считаем, что часть из этого долгосрочного срока уже позади.
У нас сейчас идет диалог по безвизовому режиму и этот диалог непростой. Решение этой проблемы, кончено, связано не только с политической диспозицией Европейского Союза и его стран членов. Хотя я здесь предполагаю наличие политических проблем со стороны некоторых стран-членов. Но это вопрос организационно-технический. Этот вопрос увязан с внедрением биометрических паспортов, оборудованием внешних границ и целым рядом других мер.
На сегодняшний день мы видим это как процесс постепенного облегчения визового режима. То есть через его упрощение к отмене. Мы предложили поэтапный подход. Первый важнейший этап – это соглашения о визовых упрощениях и реадмиссии, которые вступили в силу в 2007 году.
Мы сейчас предлагаем уже приступить к модификации соглашения о визовом упрощении. Речь идет о том, чтобы это соглашение охватывало дополнительные категории граждан, категории поездок, то есть были более глубокие меры по упрощению. Это сокращение сроков выдачи виз, сокращения требуемой документации так далее. И конечно совершенствование практики, в том числе и по визовым центрам, которые фактически выступают посредниками в оформлении виз.
Мы ничего не имеем против, чтобы такие центры содействовали ускорению процесса оформления виз, но мы не можем согласиться с тем, что они это делают за счет тех, кто подает заявки на получение виз. Это должно делаться в рамках тех тарифов, которые ранее были согласованы. Если посольство какой-либо страны не справляется с валом заявок на получение виз, то, пожалуйста, оно может нанять кого угодно, но пусть тогда посольство и платит этим конторам, из тех денег, которые оно получает за оформление виз. А виза, я напомню, стоит 35 евро. Вот нужно, чтобы эти 35 евро не превращались для российского гражданина в 90 евро.
- Владимир Алексеевич, страны Балтии, Польша и Швеция откровенно саботируют проект строительства трубопровода по дну Балтийского моря «Северный поток». В случае с «Южным потоком» такую же политику может занять и Украина. Могут ли эти страны заблокировать реализацию этих проектов?
- Да, на сегодняшний есть неудовольствие в определенных кругах этих стран. Но формально я вижу в позиции Евросоюза поддержку «Северному потоку», и эта позиция не меняется. Поэтому если отслоить политическую шелуху, то, по сути, я особых политических проблем для строительства «Северного потока» не вижу.
Какие там могут быть финансовые моменты с учетом кризиса, надо смотреть. Но, по крайней мере, руководство и правительство России заверяет, что с фиксированием этого проекта все в порядке.
Что касается «Южного потока», то этот трубопровод не пойдет через территориальные воды Украины. Он может пойти через экономическую зону Украины. Другое дело, почему украинцам, как и полякам в отношении «Северного потока», это все не нравится? Потому что за газ, который мог бы пойти через их территории, они бы могли получать дополнительные деньги за транзит. Теперь эти деньги за транзит будут в России. Но мы и не скрываем, что одна из стратегических целей обоих проектов – это снижение зависимости от транзитных стран. Это вполне легитимная, ни от кого нескрываемая позиция.
- Россия заявляет о том, что готова перейти на безвизовый режим с Евросоюзом хоть завтра. Когда россияне смогут ездить в ЕС без виз и насколько это вообще реально?
- Я недавно напомнил своим партнерам по переговорам слова бывшего председателя Еврокомиссии Романа Проди. Он тогда предвосхищал введение безвизового режима между Россией и Евросоюзом в 2008 году. Мы сформулировали приход к безвизовому режиму, как долгосрочную цель. Это было сформулировано на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года. Вот уже прошло 6 лет. Мы считаем, что часть из этого долгосрочного срока уже позади.
У нас сейчас идет диалог по безвизовому режиму и этот диалог непростой. Решение этой проблемы, кончено, связано не только с политической диспозицией Европейского Союза и его стран членов. Хотя я здесь предполагаю наличие политических проблем со стороны некоторых стран-членов. Но это вопрос организационно-технический. Этот вопрос увязан с внедрением биометрических паспортов, оборудованием внешних границ и целым рядом других мер.
На сегодняшний день мы видим это как процесс постепенного облегчения визового режима. То есть через его упрощение к отмене. Мы предложили поэтапный подход. Первый важнейший этап – это соглашения о визовых упрощениях и реадмиссии, которые вступили в силу в 2007 году.
Мы сейчас предлагаем уже приступить к модификации соглашения о визовом упрощении. Речь идет о том, чтобы это соглашение охватывало дополнительные категории граждан, категории поездок, то есть были более глубокие меры по упрощению. Это сокращение сроков выдачи виз, сокращения требуемой документации так далее. И конечно совершенствование практики, в том числе и по визовым центрам, которые фактически выступают посредниками в оформлении виз.
Мы ничего не имеем против, чтобы такие центры содействовали ускорению процесса оформления виз, но мы не можем согласиться с тем, что они это делают за счет тех, кто подает заявки на получение виз. Это должно делаться в рамках тех тарифов, которые ранее были согласованы. Если посольство какой-либо страны не справляется с валом заявок на получение виз, то, пожалуйста, оно может нанять кого угодно, но пусть тогда посольство и платит этим конторам, из тех денег, которые оно получает за оформление виз. А виза, я напомню, стоит 35 евро. Вот нужно, чтобы эти 35 евро не превращались для российского гражданина в 90 евро.
Сергей Морозов, Европейско-Азиатские новости.