РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 16:27
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Уральским регионам предложили отказаться от конкуренции ради инвестиций

В Свердловской области родился новый мегапроект развития Большого Урала.
Свердловская область продвигает новый масштабный проекта развития Большого Урала с красивым названием «Уральское созвездие». Подробности – в материале агентства ЕАН.
Проект курирует главный стратег регионального кабмина вице-губернатор Александр Высокинский. Его суть – в кооперации регионов УрФО, а также Пермского края и Башкирии для привлечения денежных потоков из богатых северных регионов, где крайне высока потребность в современном оборудовании для нефтегазового сектора, строительства и так далее.
«Сегодня федеральной властью делается ставка на государственное регулирование, конкуренцию субъектов, их развитие через имиджевые проекты и крупные мероприятии типа саммитов ШОС, поддержку геостратегических проектов. Мы предлагаем немного отойти от этой концепции и стимулировать потенциал собственного развития территорий и, главное, отказаться от конкуренции. В 90-е годы нам постоянно говорили: Челябинск – конкурент, Пермь – конкурент. Но это не приводит ни к чему, кроме потери рынков. Нужно идти по пути специализации регионов. Пусть оборудование производится в Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Уфе, а Курган, например, может обеспечить продовольственную безопасность», - заявил вице-губернатор Александр Высокинский в рамках форума «Города России».
Идеолог проекта указывает, что в северные проекты – например, строительство Сабетты – государством делаются огромные инвестиционные вложения. При этом деньги не оседают в уральских промышленных центрах, поток средств идет мимо.
«Много закупается за рубежом. То есть ракеты мы делать можем, а нефтегазовое оборудование – нет? В результате мы имеем серьезный дисбаланс по валовому региональному продукту: в ХМАО показатель составляет, например, 740 триллионов рублей, в Тюменской области – 130, в Свердловской – 95. Налицо и убыль населения во всех уральских регионах, кроме северных», - считает Высокинский.
Пока авторы занимаются изучением номенклатуры продукции, производящейся в интересующих их регионах, следующий год будет посвящен подготовке экономического обоснования проекта. При этом следует отметить, что соседние субъекты РФ пока громко не заявляли о своем отношении к «Уральскому созвездию». Впрочем, по данным исследования Института экономики УрО РАН, представленным на одном из совещаний в полпредстве, 82 процента опрошенных экспертов – представителей органов власти, бизнеса, научного и образовательного сообществ в регионах УрФО - «поддерживают конкурентное сотрудничество соперничающих территорий и готовы к сотрудничеству». И все же в рамках общественной части форума высказался по просьбе Высокинского лишь представитель Курганской области, коротко заявивший о поддержке родившейся на Среднем Урале идеи.
Тем временем в информационном поле вокруг инициативы возникает больше вопросов, чем ответов. На Урале действительно достаточно предприятий, производящих оборудование для нефтегазового сектора. В Кургане, например, работает АК «Корвет», в Челябинске – промышленная группа «Конар». Свердловские предприятия, в принципе, производят весь спектр номенклатуры, необходимой ТЭК, – от труб и буровых установок до специфического сварочного оборудования. В прошлом году Буланашский машиностроительный завод, например, отгрузил «Сургутнефтегазу» буровую установку УБК-250 МК-Ч, а в Новоуральске на предприятии «Росатома» разработано оборудование для очистки бурового раствора, способное заменить зарубежные аналоги. Всего в каталогах свердловских производителей товаров для нужд нефтянки значатся более сотни предприятий. Но каким образом должно быть выстроено именно межрегиональное взаимодействие, чтобы заставить основных потребителей покупать уральское оборудование? Как сопоставить отказ от конкуренции с жизнью в условиях рынка? Может ли вообще быть поддержан такой проект после скандала в «Корпорации развития», акционерами которой являются уральские регионы и чье руководство подозревается в выводе средств?
По мнению экономиста Александра Трахтенберга, гораздо понятнее выглядел первоначальный вариант «Уральского созвездия», предполагающий кооперацию только трех уральских городов-миллионников, а не всех территорий Большого Урала.
«Изначально в конфигурации присутствовали Екатеринбург, Челябинск и Пермь. Это уникальная ситуация в мире, когда миллионники расположены на расстоянии нескольких сотен километров друг от друга. Точки ведут конкурентную борьбу за ресурсы, при этом друг друга дополняют. С точки зрения научной, инженерной мысли, машиностроения и металлургии с упором на ВПК, центром является Екатеринбург, Челябинск силен логистическими, транспортными путями, в Перми есть плюсы по сырью. Основная задача – обеспечить транспортную доступность, что возможно с помощью ВСМ. Но Курган и Уфа сюда не вписываются абсолютно – первый беден, вторая далеко. Хотя желание реанимировать идею Большого Урала понятна.
Также я считаю, что зря делается ставка на завоевание рынка «тюменских эмиратов». Цели должны быть глобальными. Наш конкурент на самом деле не Омск, который действительно много поставляет на Север, – надо бороться за рынки Африки и Латинской Америки.
Что касается введения специализации и смягчения конкуренции, то подходить к этому процессу нужно очень избирательно и осторожно. Это необходимо, например, в вопросе логистики. Вредны, например, амбиции тюменского аэропорта Рощино и челябинского Баландино, которые в любом случае проигрывают Кольцово», - считает Трахтенберг.
Помимо внутренних противоречий проекта, препятствовать его развитию в любом варианте может попытаться столичный бизнес с большими связями в федеральном правительстве, крайне незаинтересованный в повышении конкурентоспособности регионов, считают эксперты. По данным источника агентства, в свое время федеральный минпром активно сопротивлялся даже присвоению выставке «Иннопром» статуса международной. Впрочем, до высоких кабинетов проект, очевидно, дойдет еще нескоро. Европейско-Азиатские Новости.
Агентство ЕАН будет следить за развитием событий.
almaceramica
Главные новости
В Госдуме взялись за перевозчика, который «наплевал» на график автобусов в ЕкатеринбургеСуд арестовал свердловчанина, сбившего насмерть велосипедистовГлавный ледовый городок в третьем городе Свердловской области будет посвящен военнымЕще один застройщик — теперь федеральный — пытается зайти к Шарташу в ЕкатеринбургеВ Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспорт