В Екатеринбурге состоялись праймериз в гордуму. Прошли так, как и должна проходить хорошая сельская свадьба. С мордобоем, безудержной пьянкой, подарками и прочей народной самодеятельностью. Хорошо так гульнули, на всю страну было слышно. Часть гостей оказалась недовольна рассадкой, другая кричала, что невеста не настоящая, кто-то пришел без приглашения, а кто-то и вовсе перепутал свадьбу с похоронами. Но всем было весело. Праздник удался.
Александр Викторович Пирогов
Политконсультант, политолог. Родился 4 июля 1981 года в Каменске-Уральском Свердловской области. Окончил философский факультет Уральского государственного университета имени А.М. Горького. С 1998 года руководитель группы политического консультирования «Пирогов и партнеры». В активе более 100 успешных избирательных кампаний различного уровня. 2015-2016 гг. начальник Информационно-аналитического департамента администрации города Екатеринбурга. Пирогов - член РАСО, Российской ассоциации политической науки, Уральской гильдии политических консультантов, учредитель музея истории выборов
А главное - избиратели, наконец, начали понимать, что такое праймериз. Странный заграничный праздник типа Хэллоуина или святого Валентина оказался очень похож на старорусские колядки. Только еще лучше.
По квартирам ходят нарядные люди, исполняют «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев. Угощение не просят, а дарят сами. Кому - конфеты, кому - полотенца. Просят взамен самую малость – поставить галочку в бюллетене. Выбрать самого щедрого. Ну как тут не выбрать, за полотенчико-то?
Даром что праздник из Америки приехал. Могли бы и у нас придумать - ведь он словно для нас создан! Любо нам, когда все по-людски. Теплых мест-то на всех не хватает, а праймериз провел - и хоп: половина претендентов уже отсеялась. Удобно! Много званных, да мало избранных. Да и подарков в два раза больше. Сначала на предварительное голосование подарят, потом - на основное. На посошок, так сказать…
Выходит, что американцу хорошо, то и русскому - недурно. Да и граждане там не сильно от наших отличаются.
Вот их первый президент Джордж Вашингтон как выборы выигрывал? В 1758 году в Вирджинии купил каждому избирателю по полтора литра выпивки. Победил. После этого сказал, что результаты выборов прямо пропорциональны количеству выставленного избирателям бренди. Наш человек!
Потому праймериз у нас точно приживутся. Чай, не в европах каких живем.
Французы вон по два евро должны заплатить, чтоб на праймериз проголосовать. Полная бездуховность. У нас полотенчики дарят, а у них 150 рублей забирают. Вот они, непримиримые культурные различия, как на ладони.
Но шум у нас всегда на всю ивановскую. Раньше почему шумели? Потому что выборы, дескать, уже не те. Ни конкуренции тебе, ни веселья. Порешали тихонько на своем партсобрании, кто депутатом будет, и все: от людей ничего не зависит. Зачем нам такие выборы? Ни конфет, ни полотенец. Обидно.
Теперь шум поднялся другой. Выборы уже не те, балаган, а не выборы. Стыд. Позор. Подкуп. Подвоз. Никакой политической культуры! А то, что конкуренция появилась, что от людей что-то зависеть стало, сразу и подзабыли как-то.
Шуметь у нас всегда любили. Так еще на новгородском вече завещано было. "Шумите и обрящете!" - говорили крикуны и коромольники, втихушку раздавая избирателям рушники с богатой вышивкой да кафтаны с кулебякою.
И наказание за подкуп предусмотрено не было. Это вам не Древняя Греция, в которой кандидаты кулебяку не раздавали, но проходили через предварительную процедуру жеребьевки или открытого голосования (вот они – прародители праймериз), а потом подвергались строгой проверке на соответствие родовым и моральным требованиям. Кандидата, изобличенного в «откосе от армии», наплевательском отношении к родителям или растрате имущества, могли и гражданства лишить.
А в Риме и того хуже. Коня можно было сделать сенатором, а вот подкупать избирателей - нет. Бедные кандидаты не знали, как изворачиваться. Им запретили устраивать бесплатные пиры и массовые зрелища (концерты во дворах, например) дарить подарки (даже полотенца с конфетами) и раздавать деньги. Представляете? Избиратели негодовали и требовали хлеба и зрелищ. Власти скормили нескольких провокаторов львам, остальные сразу и успокоились. А нарушителей-кандидатов поджидала засада. Пожизненный ежегодный штраф, запрет занимать госдолжности, отъем гражданства и имущества с последующим изгнанием.
Так закалялась политическая культура Европы.
Теперь стало чуть понятней, почему французы сами готовы заплатить, лишь бы проголосовать. Генетическая память о голодных львах, питающихся исключительно избирателями, требующими мзду за свой голос, пробуждает их ночные кошмары.
А страх за свою шкуру отлично мотивирует. Да и политическую культуру развивает, как выяснилось. Все такие культурные там стали, что аж противно.
А в Америке выборы издавна проходили еще веселее, чем у нас в девяностые. Спаивание, карусели, драки, массовые подвозы и миграции избирателей из округа в округ, похищения, подкуп, подкуп и еще раз подкуп.
Роль политтехнологов выполняли различные банды «охотников за голосами», которые с помощью угроз и обещаний сгоняли бедолаг за три дня до голосования в специальные места — «курятники», в коих людей держали до начала выборов, а затем каждого заставляли голосовать по несколько раз под угрозой смертной расправы.
Считается, что знаменитый писатель Эдгар По умер от действий такой банды. Был похищен, накачан наркотиками и выброшен на улицу после многократного голосования.
В итоге хитрые американцы еще 170 лет назад поняли, что на всех избирателей виски не напасёшься и похищать людей как-то не комильфо, - и придумали праймериз. Чтоб хоть как-то снизить накал конкурентных страстей и разгул политической коррупции.
Получилось. Но далеко не сразу. Только через 60 лет политическая система обрела цивилизованные формы, коими ноне гордятся американские снобы. Курьезных и драматических моментов за это время было немало.
В России традиции нормальных конкурентных выборов еще не сложились. 25 лет власти экспериментируют то с формами голосования, то с содержанием. То отменяют выборы, то возвращают, то зачищают конкуренцию назначением, то поощряют ее новомодными праймериз.
У людей от этой свистопляски уже голова идет кругом.
Шутка ли – черта с два можно понять, за кого и для чего голосовать. То надо, то не надо, то выбирай, то - сиди, сами назначим. И все больше разочаровываются люди, все меньше ходят на выборы.
У кандидатов та же история, они - заложники хаоса политических решений. Вожжи ослабляются – можно биться, натягиваются – нужно прятаться и не отсвечивать. Отсюда и подвозы, и подкуп, и цирк с конями и хула-хупами. Что не запрещено – то разрешено. Цель оправдывает средства.
Такие вот болезни роста, которые лечатся только временем.
Как и в Америке, у нас все получится. Но не сразу. Политическая культура нарабатывается десятилетиями и многократным повторением. Хорошо хоть времена отмороженных «охотников за голосами» уже прошли. Значит, дальше будет лучше. С каждым разом. С каждыми праймериз, с каждыми выборами. Аминь.
Фото: pixabay.com