В Екатеринбурге завершен первый этап конкурса на разработку проекта по облагораживанию улицы Толмачева. Чиновники обещают привести в порядок фасады зданий, среди которых и знаковый архитектурно-исторический памятник. Речь идет об ансамбле первой женской гимназии с домовой церковью святой Марии Магдалины. Из-за особенностей декора горожане нередко сравнивают его с католическими религиозными сооружениями. На фоне большинства сохранившихся православных храмов церковь действительно выглядит обособленно. Об истории памятника и о возможном будущем здания корреспондент ЕАН поговорил с искусствоведом, автором книги «Забытые храмы Свердловской области» Надеждой Бурлаковой.
— Надежда Николаевна, нередко, когда жители города обращают внимание на эту церковь, у них возникают ассоциации с католическими сооружениями, объект резко контрастирует с другими церквями, которые сохранились в Екатеринбурге с XIX века. Например, тот же Свято-Троицкий кафедральный собор выстроен в стиле классицизма, как и многие другие православные храмы.
— К католической церкви этот объект никогда не имел отношения. Весь ансамбль женской гимназии был построен в 1893 году. В этом же году был освящен домовой храм, который находился в ведении православной церкви.
— В какой части здания располагалась церковь?
— На втором этаже. Западный фасад храма как раз выходит на улицу Толмачева. Остальная часть здания была отдана под гимназию и пансион.
Юлий Осипович Дютель — академик архитектуры, с 1889 года работал в Екатеринбурге. В 1890 году занял должность городского архитектора, став единственным в дореволюционной истории Екатеринбурга академиком архитектуры на этом посту.
— По какой причине в Екатеринбурге возник такой контраст в архитектуре между храмами?
— Этот комплекс строился в конце XIX века, когда классицизм уже был не в моде.
Здесь следует сказать, что с первой половины XIX века храмы строились по высочайше утвержденным типовым проектам. Крайне редко зодчие отступали от рекомендованных эскизов. Это по сути была немыслимая ситуация. Кроме того, по типовым проектам можно было строить быстрее и дешевле. Из Петербурга диктовалась мода на архитектурные стили.
— С какого момента в России отказались от классицизма?
Теория официальной народности возникла в годы царствования Николая 1; эта теории основывалась на принципах православной веры, самодержавия и народности. Данная идеология впервые была озвучена в 1833 году графом Уваровым, который в Российской Империи занимал пост министра народного Просвещения
— Предпосылки для этого начали складываться после Отечественной войны 1812 года. Именно Франция, которую победила Российская империя, распространила классицизм по всему миру. С точки зрения государственной идеологии использовать в дальнейшем классицизм уже не имело смысла.
Поворотный момент в смене ориентиров наступил в 1834-1835 годах после утверждения формулы государственной идеологии: «Православие, самодержавие, народность». Как раз во время поиска своего «народного» стиля было обращено внимание на допетровскую культуру: к русско-византийскому стилю как к истоку. Впоследствии он получит общее название «историзм». Но до Урала новые типовые проекты дошли уже только в 1860-х годах.
— То есть комплекс первой женской гимназии выстроен в «историческом стиле»?
Альгамбра — архитектурно-парковый ансамбль в Южной Испании. Комплекс возводился представителями мусульманской правящей династии с XIII по XIV вв. В него включены крепость, жилые дома, религиозные сооружения, сады. В настоящее время там обустроен музей исламской культуры.
— Нужно понимать, что автором проекта является главный архитектор Екатеринбурга Юлий Дютель. За всю дореволюционную историю Екатеринбурга это был единственный главный архитектор города с подтвержденным статусом академика архитектуры. В начале своей карьеры после окончания Академии художеств он уезжал в командировку в Европу, где впитывал все современные веяния. В частности, на протяжении пяти лет он работал над комплексами Альгамбры в Южной Испании, выстроенных в «мавританском» стиле.
Впоследствии Дютель добавит элементы полюбившегося ему «мавританского стиля» к русско-византийскому, который стал модным в России к его возвращению. Например, в его проектах появляются витиеватые элементы, которые многие причисляют к барокко, но они отсылают нас к мавританской архитектуре.
Феномен Дютеля заключается в том, что он не только смог собрать ряд стилей как пазл и создать объект эклектики (смешение стилей), а спроектировать очень гармоничные здания. По этой причине специалисты до настоящего времени не имеют единого мнения при квалификации его работ. Кто-то говорит, что это кирпичное зодчество, другие полагают, что он работал в русско-византийском стиле, псевдорусском. В этой связи давать однозначную оценку его работам достаточно сложно.
— А если попробовать разобрать храм святой Марии Магдалины по деталям?
— Здесь в основном мы видим византийский стиль с элементами русского и романского. В первую очередь следует обратить внимание на арки. Эти элементы предпочитают использовать чаще в византийской архитектуре, чем в русской. На фасаде храма выделяются сдвоенные арочные окна. Колонны между окнами второго этажа выполнены в романском стиле, который сформировался в средневековой Европе под влиянием византийской культуры.
Карнизы, которые, как мы видим, дополнены бегунцом, сухариками, зубчиками и аркатурой, можно отнести и к русскому, и к романскому стилям.
— Сохранившиеся луковицы на церкви похожи на те, что устанавливали на древнерусских церквях...
— Да. Это русские традиционные луковки, но с нетипичными постаментами. Это глухие барабаны — смею отнести их к романскому стилю.
— Какова была судьба комплекса после революции?
— В 1919 году, то есть спустя 26 лет после освящения, церковь и гимназия были закрыты. Затем его передали Уральскому государственному университету.
В настоящее время оно де-факто пустует, и какова его дальнейшая судьба, пока неизвестно.
— В каком состоянии, по вашей оценке, находится здание?
— По сравнению с большинством храмом, с которыми я работаю и которые находятся в руинированном состоянии, этот комплекс отлично сохранился. Его можно восстановить, но другой вопрос — для чего? Здесь расположен храм, а это всегда люди, приход.
— Но в данном случае в здании изначально были совмещены две функции — образовательная и религиозная.
— На мой взгляд, в таком случае возможны два варианта. Первый - это передача комплекса Екатеринбургской епархии РПЦ. При таком сценарии восстанавливается деятельность храма и при нем обустраивается заведение, которое поддерживает епархия.
Второй вариант - это размещение в храме светского учреждения, которое поддерживает в порядке домовую церковь, и она необязательно функционирует как религиозный объект. В Свердловской области есть подобные примеры.
- Екатеринбургская епархия пока не высказывала интерес к храму святой Марии Магдалины, но она претендует на подобное здание, где размещен мужской хоровой колледж. Там ведь до 1917 года тоже было учебное заведение с домовой церковью?
— Да. Это здание Алексеевского училища. Оно тоже было спроектировано Юлием Дютелем и выстроено в характерном для него стиле.
— Но по сравнению с церковью Марии Магдалины здание значительно проще.
— Это связано с финансовыми возможностями заказчика. Первая женская гимназия была спроектирована и построена на деньги купца Андрея Никитича Казанцева. Он же был церковным старостой этого храма. Также участвовали земство и частные лица.
Здание Алексеевского училища строилось за счет казны, и работы велись на протяжении нескольких лет. В 1880 году было выстроено само здание. Через десять лет его расширили и лишь к 1901 году освятили уже домовую церковь.
— Какими элементами выделяется храмовая часть здания?
— Теми же сдвоенными арочными окнами, что и в храме святой Марии Магдалины. Кроме того, на фасаде между щипцами можно увидеть вжатый крест. Сохранились постаменты, на которых возвышались прежде главы. В целом, если посмотреть на здание, то именно церковь выступает архитектурной доминантой этого комплекса.
— Как вы оцениваете степень износа этого здания в сравнении с первой женской гимназией?
— С точки зрения сохранности оно в гораздо лучшем состоянии. Это благодаря тому, что оно все-таки используется. Запущенность здания приводит к большему разрушению, чем активная эксплуатация объекта. По опыту могу сказать, что когда началось возвращение церквей, которые в советское время использовались под склады, мастерские и так далее, восстановление порой ограничивалось уборкой помещений. Затем, если не удавалось найти средств, здание простаивало, и это ускоряло гибель храмовых сооружений.
— Однако здание Алексеевского училища в настоящее время активно эксплуатируется. На ваш взгляд, для этого здания какой вариант был бы приемлем: сохранение существующего статуса или передача его РПЦ?
— Как я уже говорила, храм – это всегда люди. Если это памятник веры, то это прихожане. Но в принципе идеальный вариант - это когда здание находится в тех руках, которые могут его поддерживать.
Беседовал Сергей Беляев.