Ситуация вокруг проблемы загрязнения рек на севере Свердловской области накаляется. Под раздачу соратников директора заповедника «Денежкин камень» Анны Квашниной попал журналист, который проводит собственное расследование по этому поводу.
Обвинить в необъективности пытаются известного екатеринбургского пиарщика, профессора УрГЭУ и главного редактора издания «Интермонитор» Евгения Ющука. На страницах газеты «Березовский рабочий», который возглавляет эколог и близкий друг семьи Анны Квашниной Сергей Стуков, на днях появилась статья, в которой Ющука обвинили в субъективном освещении ситуации и попытках «втоптать в грязь бедных ботаников из заповедника».
Евгений Ющук возмущен такими обвинениями и заявляет, что поведение самой Квашниной вызывает немало вопросов.
«Я начал собственное журналистское расследование в отношении экологических проблем на севере Свердловской области. Цель – разобраться в проблеме и добиться ее решения. Совсем недавно в Екатеринбурге прошла пресс-конференция (подробнее ЕАН о ней писал ранее), на которой Анна Квашнина согласилась с доводами экспертов и выразила готовность сотрудничать с металлургами и учеными. Казалось бы, консенсус между участниками мероприятия был достигнут. Однако за следующие полдня Квашнина почему-то поменяла свое мнение на противоположное, а затем и вовсе попыталась препятствовать забору проб в реках», - рассказал ЕАН Евгений Ющук.
По его словам, на территорию «Святогора», где должны были взять пробы воды, директор заповедника приехала вместе с мужем Константином Возьмителем, пресс-секретарем Робертом Карапетяном и одним из журналистов Краснотурьинска. Около шлагбаума выяснилось, что Квашнина самовольно, не предупредив «Святогор», увеличила численность участников забора воды со своей стороны (в протоколе должны подписаться и представители заповедника, и представители УГМК).
А на «Святогоре» действует пропускной режим, что УГМК объясняет взрывными работами и перемещением тяжелой техники, водители которой имеет плохой обзор. В общем, если в списках нет людей – их нельзя впустить на территорию. Квашнина знала о пропускном режиме и неоднократно его критиковала, но сделала вид, что была не в курсе правил. И представители Росприроднадзора, и представители УГМК уговаривали Квашнину выделить одного человека для наблюдения при заборе воды, но Квашнина отказалась и заявила, что на территорию «Святогора» не поедет. В итоге решили на этой территории забор воды не делать и поехали на другие точки – со стороны заповедника.
Поскольку представители УГМК и Росприроднадзора в машину не вошли, им пришлось ехать следом на другом автомобиле. Вышло так, что внедорожник Квашниной оторвался вперед и пробы были взяты без присутствия представителей УГМК. Причем Квашнина всем участникам пообещала, что будет следить, чтобы ее более проходимая машина не оторвалась от второй, – и не сделала этого, хотя понимала, что без подписи представителей УГМК протокол ничтожен.
«Квашнина сначала всем говорила, что это УГМК сорвала забор проб, но никаких доказательств этого предоставить не смогла. Зато металлурги все происходящее сняли на видеозапись и предоставили ее мне по моему запросу. И эта запись свидетельствует, что все было именно так, как я описал. Кстати, интересно и то, что в кузов автомобиля Квашнина посадила своего мужа Константина Возьмителя. Там же были и взятые пробы воды, и находились они в открытых, не запечатанных бутылочках. Разумеется, вторая сторона, которая не присутствовала при взятии проб, необходимые документы не подписала. По сути выходит, что Квашнина, Карапетян и Возьмитель покатались по лесу на служебной машине за казенный счет. Разве так должно быть? Тогда надо с них взыскать соответствующую компенсацию»
Также вопросы у журналиста вызывает и то, что Анна Квашнина закрывает глаза на превышение концентрации алюминия в воде, которое показали предыдущие пробы. Как объясняли ранее на пресс-конференции ученые, скорее всего, металл попал туда в паводок с заброшенных бокситовых отвалов, с которыми никто ничего не делает уже много лет. Именно они и являются одним из основных источников загрязнения рек на севере области.
«Такое чувство, что кто-то очень технично назначил виновным во всей этой ситуации УГМК и хочет, чтобы компания полностью за свой счет решала проблемы. На вопрос, почему вы не замечаете алюминий в реках (а добычей алюминия УГМК не занимается), Анна Квашнина нам так и не ответила. Какими версиями можно это объяснить, кроме как ее возможных коррупционных связей с производителями алюминия?» - задается вопросом Евгений Ющук.
Что касается публикации в «Березовском рабочем», то, по словам журналиста, редактор издания Сергей Стуков является близким другом Анны Квашниной, и поэтому неудивительно, что он во всем ее поддерживает.
«О том, что Стуков вхож в семью директора заповедника, свидетельствуют многочисленные фото в соцсетях. Они вместе отмечают дни рождения, другие праздники. Ранее Стуков набросился на меня с оскорблениями в моем аккаунте в Facebook, я был вынужден его забанить. После того, как он выпустил свою явно провокационную статью, где фигурирует мое имя, я направил письмо в его издание с просьбой поставить мой комментарий. Такое право я имею по закону о СМИ. Пока ответа от Стукова не получил. В противном случае мне придется добиваться через суд, чтобы мой комментарий был поставлен», - говорит Евгений Ющук.
Сергей Стуков, отвечая на вопросы ЕАН, заявил, что никаких писем от оппонента не получал.
«Какой комментарий Ющука? Редакция никаких писем от него не получала», - сказал он.
Евгений Ющук утверждает, что главный редактор «Березовского рабочего» говорит неправду.
«У меня есть аудиозапись беседы с его редакцией, где сотрудники подтверждают получение моего запроса. Более того, я отправил этот комментарий еще и лично господину Стукову во "ВКонтакте", после чего он меня заблокировал там», - говорит Ющук.
Мы спросили у Сергея Стукова, согласен ли он с доводами, что один из основных источников загрязнения - это заброшенные бокситовые отвалы. На это он ответил неопределенно.
«Помимо алюминия есть значительное превышение по меди и другим элементам. Что касается старых отвалов, вы на карту смотрели? Они никакого отношения к этим рекам не имеют. Про алюминий лучше спросить у специалистов Росприроднадзора, которые три раза брали пробы в реках», - сказал он.
Напомним, ранее на пресс-конференции ученый - представитель ФГБУ РосНИИВХ Александр Попов, напротив, заявлял, что в этой местности существуют старые бокситовые отвалы, которые никто не рекультивировал, и именно от них текут воды, насыщенные тяжелыми металлами, в направлении рек Тальтии и Ольховки. Севернее находятся медно-цинково-марганцевые месторождения, откуда воды текут в сторону Ольховки и Шегультана. Почему представители «Денежкиного камня» и их сторонники не хотят это признавать, остается только гадать.
Агентство ЕАН продолжит следить за развитием событий.
Фото: pixabay.com, Facebook.com Ющук Евгений Леонидович