В Екатеринбурге продолжает работу выставка, посвященная покровительнице города - святой великомученице Екатерине. В музее ИЗО представлены иконы, позволяющие проследить особенности почитания этой святой в православной и западной традициях. Подробнее - в материале ЕАН.
Мы - екатеринбуржцы - находимся в непрекращающемся поиске собственной идентичности. Исторически наше стремление быть "уникальными и неповторимыми" принимало разные формы - от уральских франков до мифа о майонезной столице. В XXI веке мы раньше и четче всех осознали, что имидж, вопреки известной рекламе, - это все.
Промышленники с любовью культивируют легенду о «горнозаводской цивилизации». Хипстеры не устают восторгаться находчивостью Тимофея Ради и плеяды других уральских уличных художников. Меломаны не упустят шанса напомнить всем о славной школе уральского рока. Нашлись и те, кто задумался над именем. Екатеринбург - город Екатерины.
Колоссальный пласт отечественной культуры связан с христианской традицией. В ней же широко распространено восприятие земных городов через их небесных покровителей. Патрон уральской столицы определяется ее именем.
В сотрудничестве с екатеринбургским музеем ИЗО Фонд святой Екатерины подготовил уникальную экспозицию, повествующую горожанам о покровительнице уральской столицы - святой великомученице Екатерине.
Через призму искусства иконописи выставка раскрывает личность и особенности почитания великомученицы Екатерины. Будучи влиятельной александрийской аристократкой, в эпоху гонений Екатерина вопреки мирской логике обратилась в христианскую веру. Убеждения привели святую к мученической гибели.
«Согласно учению, обезглавленное тело девушки было перенесено ангелами на гору Синай. Мощи были явлены мирянам только в VII веке. С этого момента Екатерина почитается в христианстве как святая», - рассказывает искусствовед Екатерина Журбина.
Самая ранняя икона выставки, датируемая XVII веком, открывает зрителю ключевой сюжет из жития этой святой - диспут с римским императором. При помощи проповеди Екатерина убедила окружение и жену Цезаря в истинности христианского учения. Вслед за девушкой все они приняли мученическую смерть.
«В то время для православия весьма важным являлся мотив борьбы с многочисленными ересями. Сюжет, повествующий о диспуте с императором-язычником, замечательно ложился в "просветительскую" канву», - отмечает Журбина.
Наивысшего почитания великомученица Екатерина достигла к концу XVII века, когда Алексей Тишайший назвал одну из своих дочерей этим именем, тем самым прописав имя в "святцах". Тогда же был основан первый Екатерининский собор.
Немногим позднее вторая жена Петра I - Марта Скавронская - обретет в православии это же имя. Тогда же будет основан город, названный в ее честь - Екатеринбург.
«Именины Екатерины для горожан всегда были большим праздником. В храмах проводились торжественные службы, миряне ставили свечи и возносили молитвы своей небесной покровительнице», - говорит Журбина.
В XVIII веке образ Екатерины приобрел царские черты. Иконописцы того времени наделили святую внешним сходством с императрицей Екатериной Великой. Ярчайший пример - работа Сергея Богуславского, написанная для Казанского собора.
«Конечно, церковь в те времена нередко становилась элементом пропаганды. С помощью старых сюжетов монархи пытались легитимизировать собственное правление. Для Екатерины II это было особенно актуально», - поясняет Журбина.
Позднее образ Екатерины начал использоваться и в домашних, и в ростовых иконах. Кроме того, святая запечатлялась и в скульптурах. Наконец, представлен в экспозиции и знаменитый орден святой Екатерины, вручаемый только женщинам за крупные заслуги перед семьей и отечеством.
Всего в экспозицию включены экспонаты из шести музеев России, в том числе из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Московского музея русской иконы, Ярославского художественного музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Кроме того, работы на выставку поступили от московских и екатеринбургских коллекционеров.
«Фонд святой Екатерины активно готовится к празднованию трехсотлетия Екатеринбурга. Эта выставка - один из подготовительных этапов к празднику. Она крайне важна для истории нашего города. Экcпозиция сумела заинтересовать многих. Такие духовно-исторические проекты с каждым годом становится интереснее и актуальнее для горожан», - рассказала директор проектов Фонда святой Екатерины Татьяна Баланчук.
С момента открытия экспозиции 18 декабря выставку посетило свыше 22 тыс. человек. Она проработает до 17 марта.