Радикальной транспортной реформы в Екатеринбурге не будет. Мэр Александр Высокинский пообещал, что изменения будут производиться постепенно, в течение трех лет.
Уже через пару недель администрация города объявит конкурс на выполнение перевозок общественным транспортом. Частные перевозчики оптимизма по поводу своего участия в тендерах уже не испытывают. Предыдущие конкурсы были сорваны, а выводы не сделаны, заявляют коммерсанты. Один из крупнейших предпринимателей в этой сфере, бывший депутат и владелец компании «Ю-Ви-Эй-Транс» Ринат Садриев заявил ЕАН, что не уверен, стоит ли вообще теперь работать в этом бизнесе. По его мнению, новая система перевозок будет «заточена» под муниципальный транспорт, но справиться с ней МОАП не сможет, и в результате пострадают все.
Сегодняшняя транспортная система перевозчиков тоже не устраивает. Рынок перенасыщен. Один из самых доходных маршрутов Садриева, автобус № 19, следующий с Химмаша до остановки «Метро Пл. 1905 года», сегодня приносит денег меньше, чем три года назад. Водитель, гражданин Таджикистана Тожеддин Шеров, уже 10 лет на пару с женой-кондуктором перевозит уральцев. Зарабатывать на городских автобусах, по его мнению, все сложнее.
Каждый день Тожеддин забирает с выручки от проданных билетов 2 тыс. рублей - свою зарплату. Полторы тысячи рублей в день забирает супруга. Все, что остается сверху, - прибыль автотранспортного предприятия. Два года назад план прибыли составлял 2 тыс. рублей в будний день. Сегодня даже в удачную смену не выходит больше 1,5 тыс. Администрация изменила маршруты № 042 и № 38, пустив их через Химмаш. Для пассажиров это хорошо – даже в час пик, в 9:00 салон автобуса Тожеддина не переполнен. Но план водитель не выполняет.
По идее недостачу «хозяин» должен брать с Тожеддина, но тогда ему придется искать другого водителя, желающего работать пять дней в неделю за 40 тыс. рублей с 04:30 до 22:00.
Сладкие куски
Хотя новая маршрутная система все еще не представлена общественности, о концептуальных подходах сообщалось.
«Пересматривается идеология по метро, чтобы его станции стали транспортными хабами, куда будут подвозиться пассажиры», - сообщили ЕАН в мэрии.
Ринат Садриев предсказывает, что условия тендеров будут сформулированы так, чтобы самые популярные направления выиграл муниципальный транспорт.
В первую очередь в условиях конкурса будут заявлены требования к машинам – это должны быть большие автобусы. Частники берут технику в лизинг и расплачиваются годами. Если новый ПАЗ сегодня стоит около 3,5 млн рублей, то большой пассажирский автобус – от семи до десяти.
Водительский штат в МОАП, как и у коммерсантов, по большей части сформирован из граждан Киргизии и Таджикистана. И в целом уровень квалификации новичков примерно одинаков. Половина новых сотрудников быстро уходят на поиски работы полегче. В целом дефицит кадров составляет 20%, часть автобусов из-за этого стоит в гаражах. Можно предположить, что муниципалы, получив большой заказ, переманят водителей от частников, но пока происходит обратный процесс. Маршруточники, которые устраиваются в коммерческие транспортные компании на зарплату 40 тыс. рублей, рассказывают, что в МОАП стабильно получали на руки лишь 16-17 тыс. рублей. Остальное от обещанной им зарплаты съедала жесткая система штрафов. Получается, маршрутов у МОАП станет больше, а водителей останется столько же.
Ждать будем дольше
Дефицит кадров и острая необходимость в обновлении парка вынудит муниципальный транспорт работать эффективней. Проще говоря, ездить реже, чтобы «не возить воздух». Садриев уверен, что, если сегодня горожанин в среднем ждет маршрутку около пяти минут, после реформы к нему приедет большой, комфортный автобус, но через 10 минут. Учитывая, что власти планируют повысить плату за проезд и ввести систему повременного тарифа, жители наверняка будут недовольны.
Сегодня, заявил Ринат Садриев, он и его коллеги-перевозчики ждут, когда администрация объявит конкурс, чтобы решить - стоит ли вообще на него заявляться.
ЕАН будет следить за развитием событий.